Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 28 сентября 2015 г. N 156/15-ГЗ/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
- Н.А. Мишенькина |
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- Н.А. Шурыгина |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
- А. Н. Купренкова |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
При участии представителей:
от ответчика (государственного заказчика): Майорова Владимира Викторовича - представителя ОГКУ "УКС Смоленской области" (доверенность от 30.01.2015 б/н);
Трофимова Юрия Олеговича - представителя ОГКУ "УКС Смоленской области" (доверенность от 26.02.2015 б/н);
от уполномоченного органа: Чепурной Натальи Викторовны - представителя Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы (доверенность от 01.10.2014 N1152/01);
от заявителя - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" было уведомлено надлежащим образом, на заседание Комиссии представители заявителя не явились;
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 31.08.2015 N 55) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения аукционной документации на выполнение работ по строительству объекта: "Межпоселковый газопровод высокого давления от дер. Нетризово Кардымовского района до газораспределительной сети ГРС Талашкино (закольцовка)" (извещение N0163200000315005534),
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее также - заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок членом Комиссии Купренковой А.Н. следует, что заказчиком ненадлежащим образом исполнена обязанность по установлению неустойки в виде штрафа и пени, так как заказчик в проекте контракта не указал значения размеров штрафов и не указал формулы расчета пеней, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила), в документации отсутствуют сведения о случаях предоставления подрядчику отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней) и аукционная документация не содержит обязательных сведений о контрактной службе, контрактном управляющем заказчика.
Также, по мнению заявителя, заказчиком установлен неправомерно короткий срок выполнения работ, что ограничивает количество участников закупки.
Заявитель просит признать поданную жалобу обоснованной и обязать заказчика устранить нарушения законодательства о контрактной системе.
Представители ответчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что проект контракта не должен содержать размеры штрафов в связи с тем, что заказчику невозможно рассчитать фиксированный размер штрафа на этапе подготовки аукционной документации, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя. Также, представители ответчика полагают, что у заказчика не возникает обязанности указывать в проекте контракта саму формулу, по которой рассчитывается пеня за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а достаточно указать ссылку на Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, в котором и указана данная формула и порядок расчёта.
Также, представители заказчика полагают, что Закон о контрактной системе не содержит требований, согласно которым в аукционной документации необходимо указывать случаи предоставления подрядчику отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Относительно довода жалобы заявителя о том, что аукционная документация не содержит обязательных сведений о контрактной службе, контрактном управляющем заказчика, пояснили, что такая информация указана в Информационной карте.
Относительно доводов в части необходимости указания в аукционной документации дат начала и окончания сроков предоставления разъяснений положений документации, представители заказчика пояснили, что п. 32 Информационной карты предусмотрено, что запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе может быть направлен на адрес электронной площадки любым участником аукциона, получившими аккредитацию на электронной площадке, в любое время после размещения извещения о проведении аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме в единой информационной системе, но не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, соответственно: дата начала и окончания срока представления участникам разъяснений положений документации заказчиком указаны - с момента опубликования извещения о проведении электронного аукциона и не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация размещены 26.08.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальна) цена контракта - 39 056 293 руб., 72 коп.
Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о частичной обоснованности доводов, изложенных в жалобе Общества, по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно вышеуказанным Правилам, за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в процентах, размер которых будет зависеть от цены контракта.
В соответствии с п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п. 5 Правил, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В проекте контракта государственным заказчиком установлено следующее: "В случае непредставления генподрядчиком в установленный п. 4.2 настоящего контракта срок оформленной исполнительной документации в полном объёме по объекту генподрядчик обязан уплатить государственному заказчику штраф в размере 5 процентов от цены контракта, что составляет _____ руб.; в случае ненадлежащего исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств или отсутствие лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, генподрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2 процентов, что составляет ____ руб.".
Таким образом, государственным заказчиком надлежащим образом исполнена обязанность по установлению размеров штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств.
Согласно ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 6 Правил, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки. Пунктами 7, 8 Правил определены формулы позволяющие рассчитать размер ставки и коэффициент соответственно.
Заказчиком в п. 7.6 Проекта контракта установлено: "В случае задержки генподрядчиком срока начала и/или завершения работ по объекту (начальный и конечный сроки выполненных работ), генподрядчик обязан уплатить государственному заказчику пени за каждый день просрочки исполнения обязательства в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком (рассчитывается в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063)".
Правила, утвержденные Правительством Российской Федерации, являются подзаконным правовым актом, целью которого является установление правил определения размера штрафных санкций в отношении заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктами 6-8 Правил, как и ч. ч. 6, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, устанавливается обязательность включения в государственный контракт условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за несвоевременное исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.
Заказчик, не указав порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, не исполнил обязанность, предусмотренную п. п. 6, 7, 8 Правил о включении в контракт условия об ответственности сторон, что является нарушением ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части является обоснованным.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Однако, Законом о контрактной системе не установлена обязанность по определению в проекте государственного контракта случаев и порядка предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, доводы заявителя в данной части являются необоснованными.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
В п. 29 Информационной карты аукционной документации содержится исчерпывающая информация о контрактном управляющем заказчика, в связи с чем, аукционная документация соответствует требованиям п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учётом требований ст. 33 данного закона, а также сроки завершения работ.
В п. 8 Извещения заказчиком установлены сроки выполнения работ: 20 календарных дней с даты заключения контракта.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, заказчик самостоятельно принимает решение об установлении сроков выполнения работ. Доказательств, свидетельствующих о том, что требования заказчика к сроку выполнения работ создали какому-либо участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки Комиссии не представлено.
Таким образом, в действиях государственного заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе в связи с установлением вышеуказанных сроков выполнения работ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что 3аявки участников с порядковыми номерами 1, 2, 3 правомерно допущены к участию в аукционе, поскольку их заявки полностью соответствовали требованиям аукционной документации, Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, заказчиком в аукционной документации не установлены порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, что является нарушением п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения, в то же время, не повлияли на результаты электронного аукциона.
В ходе внеплановой проверки иных нарушений законодательства о контрактной системе Комиссией выявлено не было.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ч. 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия государственного заказчика - ОГКУ "УКС Смоленской области" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Межпоселковый газопровод высокого давления от дер. Нетризово Кардымовского района до газораспределительной сети ГРС Талашкино (закольцовка)" (извещение N0163200000315005534) частично обоснованной.
2) Признать в действиях государственного заказчика - ОГКУ "УКС Смоленской области" нарушения ч. 5, 7, ст. 34, п. 11 ч. 1 ст. 64, Закона о контрактной системе.
3) Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: |
______________________ |
Н.А. Мишенькина |
Члены Комиссии: |
_____________________ |
Н.А. Шурыгина |
|
_____________________ |
А. Н. Купренкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 28 сентября 2015 г. N 156/15-ГЗ/Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2015