Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 октября 2015 г. N РЗ-169/15
Резолютивная часть решения оглашена "2" октября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "7" октября 2015 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителя администрацииПервомайского района Тамбовской области<_>,
в отсутствие представителяООО "СТРОЙТЕХГРУПП", уведомленногоо месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,
рассмотрев жалобуООО "СТРОЙТЕХГРУПП"(далее - Заявитель) на действия администрацииПервомайского района Тамбовской областипри проведении электронного аукциона N 0164300018315000044 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон оконтрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
АдминистрацияПервомайского района Тамбовской области(ранее и далее - Заказчик) 09.09.2015 опубликовала на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164300018315000044о проведении электронного аукциона на строительство комплекса по производству и переработке мяса птицы (индейки) в Первомайском районе Тамбовской области. Подъезд к откорму 6, откорму 7 (завершение работ) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) ценаконтракта - 73 858 683,00рублей.
Заказчик - АдминистрацияПервомайского района Тамбовской области.
ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган. В качестве доводов указано следующее:
-Заказчик не установил конкретный срок действия контракта, что делает невозможным планировать затраты на приобретение банковской гарантии;
- в документации отсутствуют сведения о случаях предоставления Подрядчику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней);
- в проекте контракта описаны права и обязанности Заказчика, но при этом установлены только обязанности Подрядчика;
- в пункте 45 Информационной карты установлен завышенный гарантийный срок "не менее 36 месяцев";
- документация не содержит обязательной в соответствии со статьей 64 Закона о контрактной системе информации о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ;
- пункт 2.1 проекта контракта упоминает НДС, который включается в цену контракта. Заказчиком при этом не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом 8.1 Налогового кодекса РФ.
Заказчикс доводами жалобы не согласился, считает их необоснованными.
1. Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы заявителя, возражения Заказчика, а также представленные документы и материалы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, считает жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП"необоснованной в силу следующего.
1.1.Сроки действия контракта, на отсутствие которых указывает Заявитель, установлены документацией об аукционе.
В соответствии с извещением N 0164300018315000044 о проведении электронного аукциона на строительство комплекса по производству и переработке мяса птицы (индейки) в Первомайском районе Тамбовской области. Подъезд к откорму 6, откорму 7 (завершение работ) сроки завершения работ: "С момента заключения контракта до 31.12.2015г".
В соответствии с п. 21 Информационного паспорта аукциона срок завершения работ: "С момента заключения контракта до 31.12.2015г.".
Пунктом 5.1 проекта контракта установлено: "окончание выполнения работ - до 31.12.2015 года".
Также пунктом 2.5 проекта контракта установлены сроки исполнения обязательств Заказчиком - оплата работы в срок не позднее 31.12.2016 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным довод Заявителя об отсутствии конкретного срока действия контракта.
1.2. В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство РФ приняло Постановление от 5 марта 2015 годаN 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 не устанавливают обязанность Заказчика включать в состав документации электронного аукциона, в том числе в проект контракта, сведения о случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году в отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Указанные выше нормы подлежат применению при исполнении контракта, отсутствие в документации электронного аукциона и проекте контракта установленных Правительством РФ случаев и порядка предоставления отсрочек уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) не противоречит законодательству о контрактной системе.
На основании изложенного довод Заявителя жалобы в рассмотренной части признается комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.
1.3. Статьей 34 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень правил и требований к составу и содержанию контракта. Заказчики самостоятельно с учетом обязательных требований в соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе определяют структуру контракта.
Отражение в проекте контракта прав Подрядчика не является обязательным условием, подлежащим включению в контракт.
Таким образом, довод жалобы о юридическом дисбалансе, выразившемся в отсутствии в проекте контракта прав Подрядчика, комиссией Тамбовского УФАС России признается необоснованным.
1.4. Пунктом 45 Информационной карты электронного аукциона установлено требование к гарантийному сроку работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества: "не менее 36 месяцев со дня сдачи объекта в эксплуатацию".
Пунктом 7.1.4 проекта контракта касаемо гарантии выполненных работ предусмотрено следующее: "Срок предоставления гарантии качества на результат выполненных работ 36 месяцев с даты подписания окончательного акта приема-сдачи выполненных работ".
Установленное в п. 7.1.4 проекта контракта требование по сроку гарантии указано конкретно и недвусмысленно.
Из содержания жалобы неясно, каким образом, установленное в п. 45 Информационного паспорта аукциона требование, устанавливающее требование к минимальному гарантийному сроку (не менее 3 лет), может нарушить права и законные интересы участников закупки, и какой норме права не соответствует данное положение аукционной документации.
Доказательств создания препятствий участию в закупке установлением требования к гарантийному сроку Заявителем жалобы не представлено.
В связи с изложенным, довод жалобы по установленному сроку гарантии по контракту комиссией Тамбовского УФАС России признается необоснованным.
1.5. В соответствии с п. 6 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать обязательную информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что пунктом 18 Информационной карты электронного аукциона установлена валюта, используемая для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), а именно - российский рубль.
Таким образом, довод жалобы об отсутствии обязательной с силу ст. 64 Закона о контрактной системе информации о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации и используемого при оплате контракта, комиссией Тамбовского УФАС России признается необоснованным, в связи с тем, что для расчётов с поставщиками по рассматриваемому контракту используется российский рубль, а не иностранная валюта.
1.6. Пунктом 2.1 проекта контракта установлено: "Цена работы по настоящему контракту составляет _______и включает в себя затраты на подвоз рабочих, материалов и оборудования, стоимость используемых материалов и оборудования, расходы по уплате всех налогов, в том числе НДС и иных обязательных платежей, а также затраты на получение необходимых согласований".
Оспариваемое положение проекта контракта не противоречит законодательству о контрактной системе, поскольку определяет общие требования и не устанавливает ограничений на возможность заключения контракта с участником закупки, в отношении которого согласно действующему законодательству применяется специальный налоговый режим.
Иные положения документации рассматриваемой закупки также не вводят каких-либо ограничений участия в закупке и заключения контракта из-за применения специального налогового режима.
Довод жалобы о том, что Заказчиком не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим, комиссией Тамбовского УФАС России признается необоснованным. Статья 34 Закона о контрактной системе и иные не содержат требования о включении в документацию и проект контракта обязательного условия о порядке заключения контракта с участником закупки, в отношении которых действует специальный налоговый режим.
2. В ходе проведения внеплановой проверки комиссией Тамбовского УФАС России установлены нарушения требований Закона о контрактной системе в документации об аукционе, выразившиеся в следующем.
2.1. Извещением о проведении электронного аукциона и Информационным паспортом аукциона сроки завершения работ установлены следующим образом: "С момента заключения контракта до 31.12.2015г. Календарные сроки выполнения работ определяются календарным графиком производства работ (приложение N 2 к проекту контракта), разрабатываемому Подрядчиком".
Пунктом 5.1 проекта контракта также установлен срок выполнения работ:
"начало выполнения работ - с момента подписания уполномоченными на то представителями сторон настоящего контракта;
окончание выполнения работ - до 31.12.2015 года, в соответствии с графиком производства работ (Приложение N2 к настоящему контракту), составляется Подрядчиком в ходе заключения контракта.
При этом, пунктом 13.1 проекта контракта установлен перечень Документов, являющихся неотъемлемой частью контракта:
" -Рабочий проект (Приложение N1)
-График производства работ (Приложение N2)
-Техническое задание (Приложение N3)".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, чтоПриложение N2 "Календарный график производства работ"хотя и имеется в документации об аукционе, но он не заполнен Заказчиком, что является его обязанностью в силу Закона о контрактной системе, но не Подрядчика.
Отсутствие плана графика в составе документации электронного аукциона не позволяет участникам закупки определить объем работ на конкретный период времени, график производства работ должен составляться Заказчиком в соответствии с его потребностями и входить в состав документации.
В соответствии с частью 5 статьи 63 и пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика включать в извещение об осуществлении закупки посредством проведения электронного аукциона также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Таким образом, комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
2.2. Частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Данное требование установлено заказчиком в извещении рассматриваемого электронного аукциона.
В пункте 26 Информационного паспорта аукциона указано, что "в соответствии с ч.5 ст.30 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчиком установлено требование Подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 35 % от цены контракта".
При этом, комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что установленный в Информационном паспорте аукционаобъём привлечения является неопределённым.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 3.11 проекта муниципального контракта установлено: "В ходе исполнения своих обязательств по контракту Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Стоимость работ, для выполнения которых привлекаются такие организации, не должны быть меньше 35 % от цены контракта", что также является неопределённым в нарушение вышеприведённой нормы Закона о контрактной системе.
В пункте 3.14 проекта муниципального контракта установлено: "Подрядчик обязан предоставлять Заказчику информацию о привлекаемых для выполнения работ по настоящему контракту других лиц (субподрядчиков), которая должна содержать предмет контракта, наименование и адрес субподрядчика, а также сроки выполнения работ. При этом Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за действия своих субподрядчиков, которые должны иметь соответствующие разрешительные документы на выполняемые работы (лицензии, свидетельства СРО и т.п.), оформленные установленным порядком по Законам Российской Федерации, на выполнение работ по контракту, как за свои собственные действия".
Далее в указанном пункте контракта установлена ответственность сторон по контракту, при этом в контракт не включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Итак, анализ указанныхи иных положений проектамуниципального контрактадокументации рассматриваемого электронного аукциона свидетельствует о том, чтоотсутствует конкретное значение объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, а также ответственностьПоставщика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательстваили социально ориентированных некоммерческих организаций, а также ответственностьПоставщика за неисполнение требования об указанном привлечении, нарушена часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2.3. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системепри осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Организации и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, прямо предусмотренные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень).
Документацией об аукционе предусмотрено выполнение работ по строительствуавтомобильной дороги - подъезда к комплексу по производству и переработке мяса птицы, включенных в Перечень.
Пунктом 24 Информационного паспорта аукциона установлен перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: "Копию действующего свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств СРО к следующим видам работ (в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"): 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).При этом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта участника размещения заказа должно позволять ему заключать договоры по цене, предложенной участником размещения заказа в ходе аукциона".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что пункт 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" указанного Перечня подразделяется на следующие виды строительства:
33.1. Промышленное строительство.
33.1.1. Предприятия и объекты топливной промышленности.
33.1.2. Предприятия и объекты угольной промышленности.
33.1.3. Предприятия и объекты черной металлургии.
33.1.4. Предприятия и объекты цветной металлургии.
33.1.5. Предприятия и объекты химической и нефтехимической промышленности.
33.1.6. Предприятия и объекты машиностроения и металлообработки.
33.1.7. Предприятия и объекты лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.
33.1.8. Предприятия и объекты легкой промышленности <*>.
33.1.9. Предприятия и объекты пищевой промышленности <*>.
33.1.10. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства <*>.
33.1.11. Тепловые электростанции.
33.1.12. Объекты использования атомной энергии.
33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ.
33.1.14. Объекты нефтегазового комплекса.
33.2. Транспортное строительство.
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.
33.2.3. Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры.
33.2.4. Тоннели автомобильные и железнодорожные.
33.2.5. Метрополитены.
33.2.6. Мосты (большие и средние).
33.2.7. Предприятия и объекты общественного транспорта <*>.
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
33.5. Объекты теплоснабжения.
33.6. Объекты газоснабжения.
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
33.8. Здания и сооружения объектов связи.
33.9. Объекты морского транспорта.
33.10. Объекты речного транспорта.
33.11. Объекты гидроэнергетики.
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики).
33.13. Гидромелиоративные объекты.
Однако, в нарушение вышеприведенных норм Закона о контрактной системе Заказчик не установил исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно, не указал, на какие виды работ, предусмотренные пунктом 33 раздела III Перечня, должно быть свидетельство СРО по организации строительства.
Таким образом, установление к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО по организации строительства без указания требуемого вида работ, является неполным и недостоверным, а значит, нарушает права и законные интересы участников закупки из-за риска быть отклоненными или, напротив, нарушения условий конкуренции, когда к участию в аукционе будут допущены лица, не обладающие необходимой правоспособностью по предмету контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России на основании изложенного приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об электронном аукционе, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "СТРОЙТЕХГРУПП"необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и Оператору электронной торговой площадки предписание.
4. Передать материалы дела лицу уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Н.Н. Колодина
Члены комиссии В.В. Иванов
А.А. Абанкин
Исп.: А.А. Абанкин тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 октября 2015 г. N РЗ-169/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2015