Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 13 октября 2015 г. N 03-10/157-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Иванова Р.М., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Насоновой В.К., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
при участии представителей:
- заказчика - Администрации Асиновского городского поселения Григорьевой Д.В. (доверенность б/н от 09.10.2015),
рассмотрев дело N03-10/157-15, возбужденное по жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Реконструкция водозабора и станции очистки питьевой воды (пуск) в г. Асино Томской области", в отсутствии заявителя - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела N03-10-157-15 (исх.NАК/4995 от 08.10.2015),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - заявитель) (вх.N5210 от 07.10.2015) с жалобой, поданной в срок и соответствующей ст.105 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ), на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Реконструкция водозабора и станции очистки питьевой воды (пуск) в г. Асино Томской области" (извещение N0165300002515000098), (далее - электронный аукцион), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В жалобе заявитель сообщает следующее:
1) В документации об электронном аукционе отсутствуют сведения о случаях предоставления подрядчику в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней), что нарушает п.6.1 ст.34 Закона 44-ФЗ.
2) В пункте 2.2 проекта контракта заказчиком установлен срок выполнения работ - 80 дней со дня подписания контракта. При этом в п.2.1 проекта контракта установлено, что срок действия контракта заканчивается 20.12.2015 г. Учитывая, что дата проведения электронного аукциона - 12.10.2015, срок подписания контракта - не менее 10 дней после публикации итогового протокола, получается, что срок выполнения работ выходит за пределы срока действия контракта.
3) Пункт 4.6 проекта контракта содержит следующее требование: "Качество поставляемых для выполнения работ товаров должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, ГОСТов, ОСТов, ТУ_".
Заявитель сообщает, что технические условия (далее - ТУ) разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал и т. п.) Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя. Указание на ТУ в документации об аукционе является нарушением 44-ФЗ.
4) В проекте контракта указаны размеры штрафов за неисполнение, ненадлежащее исполнение муниципальным заказчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, не соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N196 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N196).
5) Заказчиком нарушено требование ст.33 Закона 44-ФЗ, а именно в п.90 "Провод" Перечня товара, используемого при выполнении работ, без указания на товарный знак неверно указана единица измерения сечение провода - 0,35 мм. Сечение не может измеряться в линейных единицах, поскольку оно связано с площадью и измеряется в квадратных единицах.
ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" просит обязать заказчика, уполномоченный орган привести документацию о закупке в соответствие с требованиями текущего законодательства.
Представитель заказчика в письменном отзыве на жалобу и в заседании Комиссии Томского УФАС России пояснили следующее:
1) Закон 44-ФЗ не устанавливает обязательного требования устанавливать в проекте муниципального контракта возможности списания и отсрочки по уплате неустоек. В силу закона, без указания на это в муниципальном контракте, заказчик вправе списать и (или) отсрочить уплату неустоек.
2) Срок выполнения работ по муниципальному контракту - 80 дней со дня подписания контракта, ограничивается сроком действия контракта. Таким образом, работы должны быть выполнены в течение 80 дней со дня подписания муниципального контракта, но не позднее 20.12.2015 года.
3) Указание на технические условия имеется в Техническом задании (Приложение N2 к проекту муниципального контракта):
- в разделе "Перечень товара, используемого при выполнении работ, без указания на товарный знак" строка 4 - ТУ- 5761-001-00126238-00, по указанному ТУ информацию по техническим требованиям можно найти по ссылке http://sv777.rulindex.php/markirovka-tгansportirovka-i-xranenie-materialo v/unifleks:html,а также по ссылке http://meganorm.rulData2I1/4294847/4294847860.htm
- в разделе "Перечень товара, используемого при выполнении работ, с указанием на товарный знак" строка 1 - ТУ- 5285-002-78099614-2008, по указанному товарному знаку, информацию по техническим требованиям можно найти по ссылке http://www.metallprofil.ru/press-сеntеr/dосumеnts/bооklеts/buklet-fasadny ekassety-12-str-.pdf;
- в разделе "Перечень товара, используемого при выполнении работ, с указанием на товарный знак" строка 5,6 - ТУ- 5774-001-17925162-99. По указанному ТУ информацию по техническим требованиям можно найти по ссылке ехро.mаrgеорго.соm/.../Логлист_1.18_УНИФЛЕКС_ВЕНТ _pyc.pdf.
4) Размер штрафа после заключения муниципального контракта будет определяться в соответствии с Постановлением Правительства N196 в зависимости от определенной цены муниципального контракта.
5) При определении технических характеристик "Провода" была допущена техническая ошибка.
Изучив доводы жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", заслушав представителей заказчика, заявителя, проведя внеплановую проверку на основании ч.15.ст.99 Закона 44-ФЗ всех материалов закупки N0165300002515000098, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0165300002515000098, о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru 11.09.2015.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 33 372 620 рублей.
Заказчик: Администрация Асиновского городского поселения.
Предмет контракта: Реконструкция водозабора и станции очистки питьевой воды (пуск) в г. Асино Томской области.
1) В соответствии с ч.6.1 ст.34 Закона 44-ФЗ в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При этом, Законом 44-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика установления в проекте контракта предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени). Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обязанность заказчика установить в проекте контракта предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени).
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком в проекте контракта документации об электронном аукционе не установлено предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени), не нашел своего подтверждения.
2) В соответствии с п.2 ст.42 Закона 44-ФЗ извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что срок выполнения работ в течение 80 (Восьмидесяти) календарных дней со дня подписания муниципального контракта. Вместе с тем, п.2.1 проекта контракта установлено, что муниципальный контракт вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами и действует до 20.12.2015.
Таким образом, учитывая сроки для заключения контракта (протокол рассмотрения единственной заявки от 13.10.2015), муниципальный контракт прекращает действие (прекращение обязательств сторон) ранее срока выполнения работ, что влечет невозможность его исполнения.
На основании изложенного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что установление заказчиком таким образом сроков выполнения работ и действия контракта, нарушает ст.ст.33, 42 Закона 44-ФЗ.
3) В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям заказчика, установлены в Приложении N2 документации об электронном аукционе.
В частности установлено, что качество поставляемых для выполнения работ товаров должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, ГОСТов, ОСТов, ТУ, проектно - сметной документации, Техническому заданию и подтверждаться соответствующими сертификатами (при их наличии в соответствии с законодательством РФ) и другими документами, удостоверяющими их качество, которые передаются вместе с товаром (при их наличии в соответствии с законодательством РФ). Товары, используемые при выполнении работ, должны быть новыми, не бывшими в употреблении.
Конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, и наименование ГОСТов и ТУ, которым они должны соответствовать, установлены в Перечне товара, используемого при выполнении работ, без указания на товарный знак и Перечне товара, используемого при выполнении работ с указанием на товарный знак.
Закон 44-ФЗ не предусматривает запрета на установление требований о соответствии товаров, работ, услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые требования к ним и показатели качественных и технических характеристик. Кроме этого, ТУ, на которые есть ссылка в Приложении N2 документации об электронном аукционе, есть в свободном доступе в сети Интернет, а также в Перечне товаров, используемых при выполнении работ с указанием на товарный знак установлена возможность поставки эквивалента.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что установление заказчиком в документации об электронном аукционе требования о соответствии качества поставляемого для выполнения работ товара требованиям ТУ не противоречит требованиям Закона 44-ФЗ.
4) В соответствии с ч.4 ст.34 Закона 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом ч.8 ст.34 Закона 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с п.5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Изучив проект контракта, Комиссия Томского УФАС России установила, что в п.п.8.2, 8.3 проекта контракта определены следующие размеры штрафов:
- за ненадлежащее исполнение муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом - 2,5 % от цены муниципального контракта;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных муниципальным контрактом - 10% от цены муниципального контракта.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 33 372 620 рублей, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что заказчик установил в проекте контракта размеры штрафов, не соответствующие Правилам.
5) Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В п.90 "Провод" Перечня товаров N1 установлены следующие характеристики товара: "монтажные с пластмассовой изоляцией марки НВМ1 одножильные из медной луженной проволоки конструкцией жилы класса 1 сечением 0,35 мм_ ГОСТ Р 55025-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение от 6 до 35 кВ включительно. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 55025-2015).
Вместе с тем ГОСТом Р 55025-2012 определено, что сечение токопроводящих жил измеряется в мм2.
Таким образом, заказчик нарушил п.2 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ, установив при описании объекта закупки показатель, не соответствующий требованиям законодательства о техническом регулировании, а именно ГОСТу Р 55025-2012.
Исходя из выше указанного, Комиссия Томского УФАС России, пришла к выводу, что дальнейшее осуществление закупки может привести к нарушению прав и законных интересов участников закупки и необходимости выдачи заказчику предписания об аннулировании определения подрядчика.
На основании установленного, руководствуясь ст.ст.33, 34, 42, 64, ч.ч.15, 22 ст.99 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Реконструкция водозабора и станции очистки питьевой воды (пуск) в г. Асино Томской области" частично обоснованной.
2) Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования определения подрядчика (извещение N0165300002515000098).
3) Передать материалы дела 03-10/157-15 должностному лицу, уполномоченному в силу ст.28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении должностных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
Константинов В.А.
Криворучко А.П.
Иванов Р.М.
Насонова В.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 13 октября 2015 г. N 03-10/157-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2015