Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 сентября 2015 г. N 203
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно" на действия Управления делами Правительства Тюменской области в связи с отказом в заключении государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона N АЭ-2928/15 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003415003298) на оказание услуг по изготовлению и поставке нагрудных знаков,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 03.09.2015 г. поступила жалоба ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно" на действия (бездействие) заказчика, выраженные в отказе в заключении контракта с Обществом, являющегося победителем указанного электронного аукциона. Сведения о заключенном контракте с иным участником закупки на официальном сайте на момент поступления жалобы отсутствовали.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 04.09.2015 г. N 506, комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-2928/15 (0167200003415003298).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у Управления государственных закупок Тюменской области (уполномоченный орган) были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены уполномоченным органом заблаговременно до дня заседания Комиссии.
В качестве обоснования заявленных требований заявитель указывает, что заказчик принял неправомерное и необоснованное решение об отказе в заключении контракта с Обществом, и как следствие, признании его уклонившимся от заключения контракта на том основании, что у заказчика отсутствовали доказательства фактического поступления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта на 28.08.2015 г. (последний день для подписания контракта).
В свою очередь, заявителем были соблюдены все требования, предусмотренные законодательством о контрактной системе и положениями аукционной документации N АЭ-2928/15 при подписании контракта, в частности Обществом в регламентированные сроки были подписан проект контракта, а в качестве надлежащего обеспечения исполнения контракта представлено платежное поручение от 28.08.2015 г., подтверждающее внесение денежных средств в необходимом размере и гарантийное письмо поставщика. При этом, по мнению, заявителя, ссылка заказчика на выписку из лицевого счета за период с 01.08.2015 по 28.08.2015 г., без указания точного времени движения денежных средств не может являться надлежащим доказательством не поступления денежных средств от Общества на счет заказчика.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика на доводы, изложенные в жалобе заявителя, представил в материалы дела письменные возражения, с приложением соответствующих документов. Согласно указанным пояснениям, отказ заказчика от заключения контракта является правомерным, поскольку на момент принятия оспариваемого заявителем решения ( до 17 ч. 00 мин. 28.08.2015 г.) у заказчика отсутствовала информация, подтверждающая поступление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта от ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно". Информация о зачислении денежных средств от указанного Общества по платежному поручению N 551 от 28.08.2015 г. в размере 19 470,00 появилась у заказчика только 31.08.2015 г. в 09 ч. 24 мин., при этом выписка из лицевого счета Казначейским Управлением департамента финансов Тюменской области сформирована за 28.08.2015 г. Таким образом, заказчик, не обладая на 28.08.2015 г. достоверной информацией о поступлении денежных средств от победителя аукциона на указанный в аукционной документации счет (учитывая, что указанный срок являлся последним днем для подписания контракта), не вправе был заключать контракт с ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно". Указанные обстоятельства исключают в его действиях нарушения закона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта (пункт 1 статьи 96 данного Закона). В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 того же закона.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки помимо прочего должна содержаться следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должен быть указан размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 указанной статьи установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
При этом, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.4 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, на основании своего решения выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-2928/15 в интересах государственного заказчика - Управления делами Правительства Тюменской области на оказание услуг по изготовлению и поставке нагрудных знаков с начальной (максимальной) ценой контракта 259 600,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 27.07.2015 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003415003298.
В п.19 извещения о проведении электронного аукциона, в разделе 14 документации об электронном аукционе N АЭ-2928/15 и п. 6.1 проекта контракта (Приложение N 2 к аукционной документации) заказчиком во исполнение требований законодательства о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 5 % о начальной (максимальной) цены контракта), что составляет 12 980,00 рублей. Обеспечение контракта может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантией, выданной банком или внесением денежных средств на счета заказчика.
В свою очередь, в п.6.1. контракта содержится оговорка, что в случае если при проведении электронного аукциона предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, настоящий контракт заключается только после предоставления исполнителем обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 6.1. контракта, составляющее 19 470, 00 рублей, подтверждающей добросовестность исполнителя на дату подачи заявки в соответствии с ч.3 ст. 37 ФЗ N 44-ФЗ.
Согласно п. 14.2 документации об электронном аукционе N АЭ-2928/15, п. 6.3. проекта контракта в случае если исполнение настоящего контракта обеспечивается исполнителем внесением денежных средств, исполнитель до момента заключения настоящего контракта перечисляет денежные средства по следующим реквизитам: ИНН 7202137025 КПП 720301001, получатель: Департамент финансов Тюменской области (Управление делами Правительства Тюменской области, ВС000020186УПРД), банк получателя: Отделение Тюмень, р/с 40302810600004000002, БИК 047102001. В назначении платежа указывать: обеспечение исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N___от "___"_______20___г.
В п. 6.4. проекта контракта внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта подтверждается исполнителем предоставлением платежного поручения с отметкой банка об оплате (квитанции в случае наличной формы оплаты, оригинальной выпиской из банка в случае, если перевод денежных средств осуществлялся при помощи системы "Банк-клиент"). Факт исполнения исполнителем обязательств по внесению денежных средств в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта признается заказчиком после поступления денежных средств в полном объеме на лицевой счет, указанный в пункте 6.3. настоящего контракта.
Таким образом, толкование вышеприведенных нормативных положений, а также условий, содержащихся в документации об электронном аукционе N АЭ-2928/15, позволяет сделать вывод, что надлежащим соблюдением порядка предоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта путем внесением денежных средств на счет заказчика будет является наличие у заказчика возможности осуществить проверку фактического поступления денежных средств в необходимом размере на счет, указанный в аукционной документации.
В противном случае, не исключаются риски, связанные с отсутствием у заказчика достоверных сведений о поступлении денежных средств, даже при наличии соответствующего платежного документа от победителя аукциона.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона N АЭ-2928/15 (0167200003415003298) от 13.08.2015 г. победителем был признан участник закупки - ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно" (порядковый номер заявки 2), сделавший наименьшее ценовое предложение при проведении аукциона и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации. Указанный протокол опубликован на официальном сайте 14.08.2015 18:19 (МСК+2).
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Закона о контрактной системе.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что контракт заключается с победителем электронного аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч.2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Как следует из части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
При этом, частью 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и в случае непредоставления такого обеспечения в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Как установлено Комиссией, заказчик 19.08.2015 г. направил проект контракта оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ", адрес в сети Интернет: http: www.sberbank-ast.ru), обеспечивающего проведение электронного аукциона N 0167200003415003298, однако 21.08.2015 г. заказчик отозвал проект контракта в связи с необходимостью внесения изменений в контракт в части замены должностного лица, имеющего полномочия на подписание контракта.
В тот же день, заказчик повторно направил проект контракта участнику, в связи с чем на электронной площадке автоматически была сформирована новая карточка контракта, который в силу части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе должен быть подписан участником закупки до 26.08.2015 г. до 23 ч. 59 мин.
25.08.2015 г. Обществом проект контракта был подписан и направлен заказчику, что не оспаривается сторонами по делу.
При этом, заявителем в качестве способа обеспечения исполнения контракта было выбрано внесение денежных средств на счет заказчика, в связи с чем к проекту контракта было приложено платежное поручение N 524 от 20.08.2015 г. на сумму 19 470, 00 рублей с учетом снижения цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, установленной в документации об аукционе.
Однако, заказчиком было установлено, что в представленном платежном поручении были указаны неверные банковские реквизиты, по которым необходимо было осуществить денежный перевод, в связи с чем 28.08.2015 г. ответственное должностное лицо заказчика (Колчин А.А.) по телефону связался с представителем Общества, который подтвердили факт ошибочного указания банковских реквизитов.
28.08.2015 г. от ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно" на электронную почту заказчика направлена копия платежного поручения N 551 от 28.08.2015 г. на сумму 19 470, 00 рублей с указанием верных банковских реквизитов, а также гарантийное письмо от 28.08.2015 г. исх. N 127, в котором Общество подтвердило факт перечисления денежных средств по верным реквизитам, обозначенным в аукционной документации и проекте контракта.
28.08.2015 19:26 (МСК+2) заказчиком на сайте оператора электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ", адрес в сети Интернет: http: www.sberbank-ast.ru), обеспечивающего проведение аукциона, а также на официальном сайте опубликован протокол от 28.08.2015 г. по вопросу отказа заказчика от заключения контракта ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно", при этом в качестве основания для принятия такого решения комиссия заказчика со ссылкой на ч.13 статьи 70, ч.5 статьи 96 Закона о контрактной системе указала на отсутствие информации, подтверждающей поступление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта от ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно" по состоянию на 17 часов 00 минут 28.08.2015 г. ( то есть последний день для подписания заказчиком контракта).
В свою очередь, из пояснений заказчика и представленных в материалы дела документов следует, что информация о зачислении денежных средств от указанного Общества по платежному поручению N 551 от 28.08.2015 г. появилась у заказчика только 31.08.2015 г. в 09 ч. 24 мин. Ранее такая информация у него не могла появиться в силу того, что получателем денежным средств в данном случае является не сам заказчик, а иное лицо - Департамент финансов Тюменской области, являющийся исполнительным органом государственной власти Тюменской области, в полномочия которого входит, в том числе, открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств, государственных бюджетных и автономных учреждений Тюменской области (п. 2.1.43 Постановления Правительства Тюменской области от 30.05.2005 N 53-п "Об утверждении положения о Департаменте финансов Тюменской области").
В этой связи, учитывая специфику работы Департамента, выписка из лицевого счета заказчика Казначейским Управлением департамента финансов Тюменской области за 28.08.2015 г. была сформирована лишь на следующий рабочий день (31.08.2015 г.).
Таким образом, заказчик, не обладая 28.08.2015 г. информацией о фактическом поступлении денежных средств от победителя аукциона на указанный в аукционной документации счет, вне зависимости от факта представления ему платежного поручения, подтверждающего перечисление таких денежных средств, не вправе был заключать контракт с ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно", обратное противоречило бы положениям ч. 7 статьи 70, ч.4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Обозначенная правовая позиция подтверждается соответствующими разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации по указанному вопросу, в частности, письмом от 30.09.2014 N Д28и-1889.
В этой связи, Комиссия считает необходимым отметить, что возникновение такой ситуации стало возможным не только в силу действия (бездействия) третьего лица (Департамент финансов Тюменской области), но, в том числе исходя из действий самого заявителя жалобы. В частности, из материалов дела следует и не опровергнуто заявителем, первоначально, платежное поручение N 524 от 20.08.2015 г. в качестве обеспечения исполнения контракта содержало неверные банковские реквизиты, что не позволило заказчику принять данный документ в качестве надлежащего. Вместе с тем, заказчик счел возможным проинформировать Общество о данном инциденте и необходимости предоставления надлежащего документа об обеспечении исполнения контракта, чем Общество и воспользовалось, направив повторное платежное поручение с исправленными реквизитами. Указанное опровергает довод заявителя о возможном предвзятом отношении заказчика к победителю аукциона и нежелании заключать с ним контракт.
Соответственно, предоставление Обществом обеспечения исполнения контракта в виде денежных средств в последний день срока для принятия решения о заключении контракта, не позволило заказчику надлежащим образом осуществить проверку факта поступления указанных денежных средств на указанный в аукционной документации счет.
С учетом изложенного, в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Кузбасская ювелирная фабрика "Золотое руно" на действия Управления делами Правительства Тюменской области в связи с отказом в заключении государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона электронного аукциона N АЭ-2928/15 (N 0167200003415003298) на оказание услуг по изготовлению и поставке нагрудных знаков необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 сентября 2015 г. N 203
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2015