Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 30 сентября 2015 г. N 12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
рассмотрев дело N 12 692/03-2015, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Фармимпульс" (далее - заявитель, ООО "Фармимпульс") на действия заказчика - Министерства здравоохранения Ульяновской области (уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области) при проведении аукциона в электронной форме N 0168200002415004491 на поставку лекарственного препарата: Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] (Инсуман Рапид ГТ), Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный] (Инсуман Базал ГТ) (начальная (максимальная) цена контракта - 521 403,36 руб., дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 25.09.2015 г. в 09:00) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 6728 от 24.09.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Фармимпульс" на действия заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Заказчиком установлено требование о поставке конкретного торгового наименования лекарственных препаратов - Инсуман Рапид ГТ, Инсуман Базал ГТ, что является ограничением числа участников закупки. При этом законодательство о контрактной системе предусматривает возможность закупки лекарственных препаратов только на основании решения врачебной комиссии. Формирование объекта закупки в указанном виде является нарушением части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии 30.09.2015 г. представитель ООО "Фармимпульс" поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители заказчика и члены единой комиссии на заседании Комиссии 30.09.2015 г. с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения содержащие указание, в том числе, на следующее.
Техническое задание сформировано в интересах защиты прав и здоровья пациентов, больных сахарным диабетом, в целях снижения показателей инвалидизации и смертности, обеспечения населения медицинской помощью. При этом указание торгового наименования в аукционной документации при размещении закупки на поставку инсулинов обусловлена тем, что указанные лекарственные средства являются исключением из всего лекарственного перечня, поскольку различные торговые наименования инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы. Закупка Инсулина растворимого [человеческий генно-инженерный] (Инсуман Рапид ГТ), Инсулина-изофана [человеческий генно-инженерный] (Инсуман Базал ГТ) осуществляется для продолжения лечения пациентов, уже ранее получавших инсулин с таким торговым наименованием. На основании изложенного Министерство здравоохранения Ульяновской области считает жалобу ООО "Фармимпульс" необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 30.09.2015 г. не согласилась с доводами жалобы, представила письменные возражения, содержащие указание на то, что закупка была размещена в соответствии с техническим заданием, полученным от заказчика, следовательно, в действиях уполномоченного органа отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 17.09.2015 г. были опубликованы извещение и документация об электронном аукционе N 0168200002415004491 на поставку лекарственного препарата: Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] (Инсуман Рапид ГТ), Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный] (Инсуман Базал ГТ) (начальная (максимальная) цена контракта - 521 403,36 руб., дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 25.09.2015 г. в 09:00).
23.09.2015 г. были опубликованы разъяснения положений документации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 29.09.2015 г. на участие в электронном аукционе были поданы и допущены две заявки.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 02.10.2015 г. предложение о цене контракта подавалось всеми участниками закупки, цена контракта была снижена до 518 796, 34 руб.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Фармимпульс" необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время Правительством РФ перечень лекарственных средств не утвержден.
Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, уполномоченные органы вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.
В соответствии с пунктом 9 раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации объектом закупки является лекарственные препараты: Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] (Инсуман Рапид ГТ), Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный] (Инсуман Базал ГТ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств":
- лекарственными препаратами являются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;
- вспомогательные вещества - это вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств;
- международным непатентованным наименованием лекарственного средства является наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения.
Вспомогательные вещества влияют на терапевтическую эффективность и качество лекарственных препаратов, позволяют регулировать константы фармакокинетики (изменение концентрации вещества во времени) и фармакодинамики (совокупность эффектов, вызываемых лекарством), повышая эффективность лекарственной терапии.
Вспомогательные вещества оказывают влияние не только на терапевтическую эффективность лекарственного вещества, но и на физико-химические характеристики лекарственных форм в процессе их изготовления и хранения.
Установление в описании проводимой закупки требования к составу вспомогательного вещества было обусловлено тем, что препараты инсулина различных торговых наименований несовместимы и не взаимозаменяемы.
Таким образом, формирование заявки на закупку препаратов инсулина осуществлялось в целях достижения максимального результата лечения заболеваний в соответствии с Законом о контрактной системе, так как заявка на инсулины формируется лечащим врачом с учетом потребности в них, что подтверждается пояснениями представителей заказчика.
Учитывая вышеизложенное, препараты инсулина с МНН "Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный]", "Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный]" с разными торговыми наименованиями не являются взаимозаменяемыми, а именно препараты не могут быть сравнимы по функциональным, качественным характеристикам, по совокупности эффектов, вызываемых лекарством, в том числе побочных, а так же ценовых характеристик на препарат.
Следовательно, указание в объекте закупки состава лекарственного препарата обусловлено реальными потребностями заказчика (с учетом применения каждым пациентом, страдающих сахарным диабетом инсулинов с конкретным МНН, с конкретными вспомогательными веществами, с конкретной дозировкой и конкретной формой выпуска).
Действующее законодательство не ограничивает права заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами. Требования к товару установленные в документации, обусловлены объективными потребностями заказчика в приобретении лекарственных препаратов "Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный]", "Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный]" с определенным составом лекарственного препарата - вспомогательными веществами.
Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, что соответствует правовой позиции, сформулированной в Постановлении президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, согласно которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Кроме того, предметом закупки являлась поставка лекарственных препаратов, а не их изготовление, поэтому участником данной закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара.
При этом закупка инсулинов осуществляется Министерством здравоохранения Ульяновской области 2-3 раза в течение года и, в случае описания объекта закупки только с указанием международного непатентованного наименования без указания на торговое наименование может привести к тому, что граждане, больные сахарным диабетом, будут получать 2-3 раза в течение 1-го года разные виды инсулина, что впоследствии может привести к негативным последствиям (ухудшению течения сахарного диабета и снижению качества жизни больного) и дополнительному расходу бюджетных средств, так как перевод больного на другой тип или препарат инсулина с другим торговым наименованием необходимо производить под строгим медицинским наблюдением, а также в связи с возникновением необходимости в обеспечении больных шприц-ручками, подходящими для введения вновь назначенного препарата.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.09.2015 г. на участие в указанном электронном аукционе было подано две заявки.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО "Фармимпульс" является необоснованной.
Учитывая, что жалоба ООО "Фармимпульс" признана необоснованной и в действиях заказчика не установлено нарушений Закона о контрактной системе, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки N 0168200002415004491.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фармимпульс" необоснованной.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 30 сентября 2015 г. N 12
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2015