Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 октября 2015 г. N 44-3057/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 1 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "ПрофСтрой" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 21180 от 01.10.2015) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по замене ограждения территории ГБДОУ детский сад N 1 Красногвардейского района Санкт-Петербурга с использование строительных товаров и иных материалов, необходимых для выполнения работ по контракту, для нужд Санкт-Петербурга в 2015 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона размещено 24.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200273415000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 128 128,00 рублей.
В жалобе ООО "ПрофСтрой" указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, в п. 3.3 Раздела 3 "Требования к качеству и безопасности работ, к их техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам" Части Ш "Техническое задание" установлены требования:
"Работы должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о нормах и стандартах, в том числе: Правилам комплексного благоустройства внутриквартальных территорий СПб, утвержденных приказом Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства СПб от 09.11.2004 г. N 88";
"Работы должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о нормах и стандартах, в том числе: Правилам содержания, охраны и производства работ в зоне зеленых насаждений и Положении о порядке возмещения ущерба, нанесенного зеленому фонду СПб и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу", утвержденных Распоряжением Мэра СПб от 15.06.1993 г. N 442-р".
Согласно приказу Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года N 77, Правила комплексного благоустройства внутриквартальных территорий СПб признан утратившим силу. Так же Правила содержания, охраны и производства работ в зоне зеленых насаждений и Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного зеленому фонду СПб и на территориях, подчиненных Санкт-Петербургу отменены Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 15.05.2014 г. N 35-пг.
Таким образом, установление подобных требований к производству работ носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными регламентами.
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
2. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, в Приложении N 4 к Техническому заданию "Требования к товарам и показатели эквивалентности товаров, используемых при выполнении работ" к Части Ш "Техническое задание" документации о закупке к товару по позиции 4 "Грунт растительный тип I" установлены требования:
"Количество торфа - Не менее 65 (шестидесяти пяти целых нуля десятых) %";
"Количество плодородной почвы - Не более 45 (сорока пяти целых нуля десятых) %".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчик, при описании товара по позиции 4 "Грунт растительный тип I" руководствовался ГОСТ 25100-2011 "Грунты. Классификация". Вместе с тем, данным государственным стандартом не регулируется состав растительного грунта в процентном соотношении, установленном Заказчиком, обоснование использования именно таких показателей в рамках документации отсутствует.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
3. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, в Приложении N 4 к Техническому заданию "Требования к товарам и показатели эквивалентности товаров, используемых при выполнении работ" к Части Ш "Техническое задание" документации о закупке к товару по позиции 8 "Битум тип 1" установлено требование: "Минимальная растяжимость при 25 °С - не менее 55 (пятидесяти пяти целых нуля десятых) мм", а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие".
Согласно п. 1.3.2. и Таблице 1 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие", показатель "Растяжимость при 25 °С" должен быть "не менее 55 см".
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что товар по позиции 11 "Битум тип 2" имеет идентичное несоответствие ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие".
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
4. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, в Приложении N 4 к Техническому заданию "Требования к товарам и показатели эквивалентности товаров, используемых при выполнении работ" к Части Ш "Техническое задание" документации о закупке к товару по позиции 8 "Битум тип 1" установлено требование: "Минимальная глубина проникания иглы при 0°С - не менее 20 (двадцати целых нуля десятых) %", а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие".
Согласно п. 1.3.2. и Таблице 1 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие", показатель "Глубина проникания иглы при 0 °С" имеет значение "не менее 20 мм".
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что товар по позиции 11 "Битум тип 2" имеет идентичное несоответствие ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие".
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
Выявленные в действиях Заказчика и нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Максстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33), Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 октября 2015 г. N 44-3057/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2015