Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 октября 2015 г. N 44-3070/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ Центр образования N 2 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "АЯКС" (далее - Заявитель)
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 21233 от 02.10.2015) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку мебели для кабинетов и классов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона размещено 18.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200232115000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 610 350,00 рублей.
В жалобе ООО "АЯКС" указывает на неправомерные действия Заказчика в части необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 29.09.2015 участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 1, отказано в допуске к участию в электронном аукционе:
"Признана не соответствующей требованиям 44-ФЗ на основании: Несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Обоснование: В заявке участника представлены конкретные показатели товара к поставке, которые не соответствуют требованиям установленным в приложении N 2 к части III Техническое задание документации об аукционе (далее - ТЗ), а именно:
п. 1 пп. 1 в требовании указано: высота более 1990мм/1992мм, но менее 2105мм/2110мм;
В заявке указано: Высота 1995 мм (В) х 800 мм (Ш)*425 мм (Г).
Где данные габариты прописаны через дробь, это означает, что изделие должно иметь регулировку по высоте.
В условии п. 1 пп. 10 прописано, конструкцию необходимо установить на опоры с обязательной регулировкой высоты.
п. 2 пп. 1 в требовании указано: высота более 1990мм/1992мм, но менее 2105мм/2110мм;
В заявке указано: Высота 1995 мм (В) х 800 мм(Ш)*422 мм(Г).
Где данные габариты прописаны через дробь, это означает, что изделие должно иметь регулировку по высоте.
В условии п. 2 пп. 10 прописано, конструкцию необходимо установить на опоры с обязательной регулировкой высоты.
п. 3 пп. 1 в требовании указано: высота более 1990мм/1992мм, но менее 2105мм/2110мм;
В заявке указано: Высота 1995мм (В) х 800 мм(Ш)*422 мм(Г).
Где данные габариты прописаны через дробь, это означает, что изделие должно иметь регулировку по высоте.
В условии п. 3 пп. 7 прописано, рабочее место необходимо установить на опоры с обязательной регулировкой высоты.
п. 5 пп. 1 в требовании указано: более 667,3мм/670,2мм;
В заявке указано: 671 мм (В).
Где данные габариты прописаны через дробь, это означает, что изделие должно иметь регулировку по высоте.
В условии п. 5 пп. 11 прописано, блок необходимо установить на опоры с обязательной регулировкой высоты.
п. 7 пп. 1 в требовании указано: высота менее 750,2мм/751,5мм, но более 735,5мм/736,9мм;
В заявке указано: 740 мм (В).
Где данные габариты прописаны через дробь, это означает, что изделие должно иметь регулировку по высоте.
В условии п. 7 пп. 10 прописано, рабочее место необходимо установить на опоры с обязательной регулировкой высоты.
п. 8 пп. 1 в требовании указано: высота менее 760,2мм/762,5мм, но более 755,5мм/756,9мм;
В заявке указано: 757мм (В).
Где данные габариты прописаны через дробь, это означает, что изделие должно иметь регулировку по высоте.
В условии п. 8 пп. 7 прописано, стол необходимо установить на опоры с обязательной регулировкой высоты.
Основание для отклонения заявки - п. 2) ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1. Заказчиком, в Приложении 2 к Техническому заданию документации о закупке к товарам по позициям 1, 2, 3, 5, 7, 8 установлены требования, сопровождаемые знаком "/":
- позиция 1 "Гардеробная": "Высота более 1990мм/1992мм, но менее 2105мм / 2110 (В) Более 795,2 мм (Ш) * 421,5 мм (Г) и менее 810,2 мм (Ш)* 431,2 мм (Г)";
- позиция 2 "Шкаф закрытый": "Высота более 1990 мм / 1992 мм, но менее 2105 мм / 2110 (В) Более 795,2 мм (Ш)*421,5 мм (Г) и менее 810,2 мм (Ш)*431,2 мм (Г);
- позиция 3 "Стол угловой левый": "Менее 750,2 мм /751,5 мм (В), но более 735,5 мм /736,9 мм (В) Менее 1817,3 мм (Ш)*1610,5 мм (Г) и более 1797,6 мм (Ш) * 1593,4 мм (Г)";
- позиция 5 "Стационарный блок": "Более 667,3 мм (В)/ 670,2 мм (В) Более 798,2 мм (Ш)*598,8 мм (Г)";
- позиция 7 "Стол угловой правый": "Менее 750,2 мм /751,5 мм (В), но более 735,5 мм /736,9 мм (В) Менее 1817,3 мм (Ш)*1610,5 мм (Г) и более 1797,6 мм (Ш) * 1593,4 мм (Г)";
- позиция 8 "Стол для руководителя правый": "Менее 760,2 мм / 762,5мм (В), но более 755,5 мм / 756,9 мм (В) Менее 1817,3 мм (Ш)*2110,5 мм (Г) и более 1797,6 мм (Ш)*2033,4 мм (Г)".
Вместе с тем, в ходе анализа документации о закупке, в том числе Раздела 5 "Порядок (инструкция) заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в электронном аукционе" к Части 3 документации о закупке в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что инструкция по заполнению первой части заявки не содержит разъяснения к применению знака "/" при формировании конкретных показателей.
Отсутствие инструкции к данному знаку так же подтверждено представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС. Довод представителя Заказчика о даче ответа на запрос разъяснений положений документации о закупке в части знака "/" не принимается Комиссией УФАС ввиду предоставления данного ответа на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с нарушением положений ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Так же, в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что отсутствие в рамках инструкции по заполнению первой части заявки разъяснений знака "/" привело к отклонению заявок с порядковыми номерами 3, 6, 7.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика допустила нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отказе в допуске заявки ООО "АЯКС" к участию в электронном аукционе.
2. Рассмотрение доводов жалобы на положения документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок не проводится в соответствии с частями 1, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе и пункта 3.38 Административного регламента ФАС России от 19.11.2012 N 727/14.
Следовательно, жалоба признанна частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Анализ документации об аукционе, в том числе Раздела 5 "Порядок (инструкция) заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в электронном аукционе" к Части 3 документации о закупке в ходе заседания Комиссии УФАС показал, что инструкция по заполнению первой части заявки не содержит разъяснения к применению знака "/" при формировании конкретных показателей.
Таким образом, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, системе, выразившееся в установлении противоречивых требований в документации об аукционе в электронной форме.
2. Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о закупке, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком 22.09.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru по вышеуказанному аукциону размещен ответ на запрос разъяснений положений документации о закупке в формулировке: "Это означает, что изделие должно иметь регулировку по высоте", однако сам текст запроса в рамках документа не представлен.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, выраженные в размещении ответа на запрос разъяснений положений документации о закупке без текста соответствующего запроса.
3. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, установленными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленных заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а так же значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком, в Приложении 2 к Техническому заданию документации о закупке к товарам по позициям 3 "Стол угловой левый" и 5 "Стационарный блок" в графе показателей, (характеристик), значения которых не могут изменяться, установил соответственно следующие характеристики:
- "Металлический каркас в виде не менее двух L-образных ног";
- "Кромка - Фигурно-резная с не менее, чем тремя бороздками".
Согласно п. 4.1.1. Раздела 5 к Части 3 документации о закупке установлено: "Участники должны указать конкретное значение показателя, установленное Заказчиком. Данный вид показателя участники не вправе изменять. Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов: "или эквивалент", "или", "более", "не более", "менее", "не менее", "должен (-но; -на)", "и/или", "либо" (и его производные)".
Вместе с тем, согласно п. 4.2.1 Радела 5 к Части 3 документации о закупке участнику так же необходимо руководствоваться правилом: "Участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно или, если Заказчиком установлено только минимальное значение включительно - то не менее минимального значения ... (при описании данного вида показателей Заказчик использовал такие слова как: "не более", "не менее").
Таким образом, в рамках документации о закупке возникает противоречие, каким образом указывать вышеуказанные показатели товара при условии, что в части перечня характеристик товаров они находится в графе "Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться", а в рамках инструкции по заполнению первых частей заявок необходимо их изменить.
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
4. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, установленными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленных заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а так же значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком, в Приложении 2 к Техническому заданию документации о закупке к товарам по позициям 6 "Экран-перегородка" и 12 "Встроенная система хранения" по параметру "Размеры" установлены следующие характеристики:
- "Ширина не менее 159,8 см и более 162,3 см";
- "Более 2500,5 мм (Г) не менее 431,2 мм (Г)"
В ходе Заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что имела место техническая ошибка, а данные показатели определяются диапазоном значений.
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЯКС" частично обоснованной в части доводов о необоснованном отказе в допуске заявки ООО "АЯКС" к участию в электронном аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, нарушения ч. 5 ст. 67, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 октября 2015 г. N 44-3070/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2015