Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 сентября 2015 г. N 44-2911/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС):
Рословой О.А. - начальника отдела контроля закупок и рассмотрения жалоб, заместителя председателя Комиссии УФАС;
Дубинова О.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и рассмотрения жалоб, члена комиссии УФАС;
Тебень О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и рассмотрения жалоб, члена комиссии УФАС,
в присутствии представителей:
Комитет по строительству (далее - Заказчик): Трофимова А.А. по доверенности, Шитикова К.Д. по доверенности, Васильевой И.В. по доверенности,
(далее - Заявитель): Журавель Н.Н. по доверенности, Жук К.А. по доверенности,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 19712 от 10.09.2015) на действия Комитета по строительству (далее - Заказчик) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: Здание поликлиники для детей по адресу: Союзный пр., участок 14 (юго-западнее дома 14, корп. 5, литера А по ул. Бадаева) (400 посещений в смену) для нужд Санкт-Петербурга; выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: Здание поликлиники для взрослых по адресу: Союзный пр., участок 16 (северо-восточнее пересечения с ул. Коллонтай) (600 посещений в смену) для нужд Санкт-Петербурга (извещения N 0172200002615000092), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.07.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002615000092. Начальная (максимальная) цена контракта 23 209 043,58 руб.
Заявитель обжалует действия Уполномоченного органа в части результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
Руководствуясь ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия Заказчика произвела рассмотрение и оценку заявок на участие в открытом конкурсе на соответствие их требованиям Закона, конкурсной документации.
В соответствии с ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункта 3.34 Административного регламента рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки заявок, окончательных предложений.
Пунктом 3.38 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы предусмотрено, что в случае если доводом жалобы являются результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, и обжаловать такие результаты оценки заявок можно в судебном порядке.
Следовательно, доводы жалобы участника закупки ФГУП "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины" ФМБА России в отношении результатов оценки заявки участника закупки по критерию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" рассмотрению не подлежит.
Таким образом, жалоба является необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень из 4 (четырех) видов критериев.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п. 25 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчик конкурсной документации установил следующие критерии оценки заявок: цена контракта; квалификация участника закупки; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
При этом в качестве показателя критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заказчиком предусмотрены показатели согласно следующей таблице:
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки - |
100 % / 1,00 |
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки |
0 |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов |
50 |
50 |
||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов, учитывающих все виды выполняемых работ |
100 |
100 |
В соответствии с п. 2.2.2 Раздела 11 Части 2 конкурсной документации оценка заявки участника по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов по форме приложения N3 к специальной части (далее - Предложение о качестве). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации. Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов и иных предложений по улучшению качества выполнения работ, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ.
Порядок заполнения формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" установлен разделом 13 части II конкурсной документации.
В случае если участником в графе 3 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов ни по одному из видов (наименований) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 4 к техническому заданию, то, в соответствии с таблицей N1, участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки".
Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов по видам (наименованиям) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 4 к техническому заданию, трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта".
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся не все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 4 к техническому заданию, или содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 4 к техническому заданию, но при этом технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов представлено не по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N4 к техническому заданию, и/или представлено не в полном объеме по одному или более видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N4 к техническому заданию.
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта с технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов, учитывающем все виды выполняемых работ" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N4 к техническому заданию, при этом технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов представлено в полном объеме по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N4 к техническому заданию.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" по форме приложения N4 к специальной части, в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленная на основе технического задания со всеми приложениями, содержащая все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан приложении N4 к техническому заданию, а также технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме3 по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N4 к техническому заданию.
Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N4 к техническому заданию, предлагаемые участником в составе заявки, должны соответствовать конкурсной документации.
Заказчик в конкурсной документации изначально установил требования к работам и их качеству и предлагает участникам конкурса для получения максимального балла по рассматриваемому критерию повторить положения проектной документации.
Таким образом, установив показатель "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" Заказчик требует от участников закупки представить в составе заявки "улучшенное" техническое задание, тогда как техническое задание разрабатывает Заказчик, устанавливая основные условия (виды работ, порядок технологии их выполнения) объекта закупки.
В конкурсной документации отсутствует однозначный порядок заполнения заявки по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки", что позволяет (или позволит) конкурсной комиссии субъективно оценивать заявки участников.
Установленный порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является субъективным, произвести объективную оценку заявок по данной таблице оценки заявок не представляется возможным. Установленный порядок оценки не соответствует Правилам: оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Правилами,
В соответствии с п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Используемые в данной таблице следующие значения: "с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ", "не в полном объеме, если такое описание не учитывает один или более параметр технологии производства работ", "представлено не по всем видам работ, указанным в техническом задании, или представлено не в полном объеме" являются не определенными значениями, чем нарушаются требования п. 29 Правил. Значения критерия должны быть определенными, иметь объективную оценку, а не субъективную, чем нарушены права и законные интересы участника закупки.
В конкурсной документации Заказчика указано, что описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин признается представленным не в полном объеме, если такое описание не учитывает один или более параметр технологии производства работ.
Параметров технологии производства работ может быть очень много по каждому виду или подвиду работ. Какие именно параметры технологии производства работ должны быть отражены и описаны в заявке участника, не указано. Согласно Правил оценивать можно только определенное значение (количественное, числовое, качественное), а не субъективное восприятие информации.
Таким образом, в данном случае Заказчик допустил нарушения п. 1 ч. 9 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе, п. 29 Правил, установив качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки в качестве критерия (показателя) критерия оценки заявок на участие в конкурсе.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путем внесения изменений в конкурсную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 7, 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГУП "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины" ФМБА России необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 9 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе и п. 29 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
3. Выдать Заказчику и конкурсной комиссии Уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Заместитель председателя Комиссии О.А. Рослова
Члены Комиссии О.Н. Дубинов
О.В. Тебень
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 сентября 2015 г. N 44-2911/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2015