Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 сентября 2015 г. N 44-2943/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБОУ СПО "Петровский колледж" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Никирус" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20117 от 16.09.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по приспособлению токарной мастерской под мастерскую технологического оборудования, автоматизированного проектирования технологических процессов и программирования по адресу: г. Санкт-Петербург, Охотничий пер., д. 7, лит. А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Изменения извещения о проведении аукциона размещено 01.09.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100023815000076. Начальная (максимальная) цена контракта 9 776 476.00 руб.
В жалобе ООО "Никирус" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
1. Заказчиком в Приложении N 1 "Характеристики к закупаемым товарам и оборудованию" к Разделу IV "Техническое задание" документации об аукционе к товару по позиции 14 "Умывальник фарфоровый прямоугольный" установлены требования: "Размеры умывальника должны быть не более 550x420x150 мм", "Величина умывальника - должна быть 2-я", а так же установлено соответствие ГОСТ 30493-96. "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры".
Согласно Таблице 1 п. 3.2.2. ГОСТ 30493-96 2-й величине умывальника соответствуют значения величины 550х420х150 мм, что не противоречит требованиям документации о закупке.
Таким образом, в действиях Заказчика не установлено нарушений п. 1 ч. 1 ст. 64 закона о контрактной системе, а данный довод жалобы признается необоснованным.
2. Заказчиком в Приложении N 1 "Характеристики к закупаемым товарам и оборудованию" к Разделу IV "Техническое задание" документации об аукционе к товару по позиции 1 "Арматура" установлено требование "Теоретическая масса стали - не должна быть менее 0,617 кг", а так же установлено требование соответствия ГОСТ 5781-82. "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия".
В ходе заседания комиссии УФАС установлено, что в рамках ГОСТ 5781-82 отсутствует показатель "Теоретическая масса стали".
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком в Приложении N 1 "Характеристики к закупаемым товарам и оборудованию" к Разделу IV "Техническое задание" документации об аукционе к товару по позиции 35 "Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ, 5х16 мм2" установлены требования: "Номинальная толщина изоляции жил - должна быть более 0,5 мм", "Сечение основных жил 16 мм2" а так же установлено требование соответствия ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия".
Согласно Таблице 3 к п. 5.2.1.9 ГОСТ 31996-2012, при номинальном напряжении кабеля 1 кВ и номинальном сечении жилы 16 мм2 номинальная толщина изоляции кабеля из поливинилхлоридных пластикатов составляет 1.0 мм.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, что подтверждаются существующим государственными техническими стандартами.
Так же, в ходе заседания Комиссии УФАС к товару по позиции 11 "Труба из сшитого полиэтилена Тип 1" установлено аналогичное нарушение в части установления требований к характеристике "Изменение длинны трубы после прогрева".
Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, установив требования к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
2. Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодека Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Заказчиком в единой иформационной системе www.zakupki.gov.ru по закупке N 0372100023815000076 размещено изменение извещения о проведении закупки от 01.09.2015, а так же документация и Техническое задание.
Вместе с тем, Раздел Ш "Обоснование начальной (максимальной) цены договора) установлено следующее: "Смета подготовлена в соответствии с готовой проектной документацией, составленной по итогам заключенного договора N 2606100001514 от 24.10.2014 г. с пересчетом цен на март месяц 2015 г". В ходе заседания Комиссии УФАС представители Заказчика подтвердили, что в рамках выполняемых работ имеет место наличие проектной документации.
Однако, в ходе заседания Комиссии УФАС было установлено, что данная проектная документации не размещена в единой информационной системе, документация о закупке не содержит информации о порядке и возможности ознакомления с проектной документацией неограниченному кругу лиц.
Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение ч. 1 ст. 65 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в не размещении информации о закупке в полном объеме.
3. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Заказчиком в рамках закупки в единой информационной системе размещен локальный сметный расчет предполагаемой стоимости и трудоемкости выполняемых работ, в рамках которого имеются работы с фундаментом.
Согласно ч. 7 Раздела 3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утвержденного Приказом Минрегиона РФ N 624 в целях определения видов работ, установленных ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса российской Федерации, работы по монтажу фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений требуют выдачи свидетельства саморегулируемой организации о допуске к таким видам работ.
Согласно изменению извещения о проведении закупки от 01.09.2015, в позиции "Требования к участникам" значится "Не установлено".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что изменения извещения о проведении закупки и документация о закупке не содержит требование о предоставлении участником в составе заявки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении требований к участникам закупки не в соответствии с Законом о контрактной системе и федеральным законодательством.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Никирус" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33), п.1 ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 сентября 2015 г. N 44-2943/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2015