Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 сентября 2015 г. N 44-2942/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Санкт-Петербургский Дом национальностей" (далее - Заказчик);
в отсутствии представителей:
ООО "Экспресс" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20132 от 16.09.2015) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по организационно-техническому обеспечению проведения Гала-концерта "Мы вместе" (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 22.09.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200188115000031. Начальная (максимальная) цена контракта 1 800 000,00 руб.
В жалобе ООО "Экспресс" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование, что участник закупки не является оффшорной компанией.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вводящей в силу п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требование о том, что участник закупки не является оффшорной компанией, вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования, то есть 13.08.2015.
Согласно информации с официального сайта www.zakupki.gov.ru с номером извещения 0372200188115000031, извещение о проведении закупки размещено 11.09.2015. Вместе с тем, 22.09.2015 в документацию были внесены изменения, данные изменения были внесены с учетом вступивших в силу положений ст. 31 Закона о контрактной системе: согласно п. 1.6.2.8. раздела 1.6 "Требования, предъявляемые к участникам конкурса", к участникам установлено требование - "Участник закупки не является оффшорной компанией".
Следовательно, в действиях Заказчика не установлено нарушение п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении требований к участникам не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) в целях соблюдения настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки:
1. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
2. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 23 Правил, в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Заказчиком, в Разделе 11 "Критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок" Части II "Специальная часть" документации о закупке установлены следующие критерии оценки заявок:
1. Цена муниципального контракта со значимостью критерия 60 %
2. Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема - со значимостью критерия 40 %.
Заказчиком, в пп. 1.1 п. 2.2 Раздела 11 Части II документации о закупке установлено, что предметом оценки заявок участников закупки по критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" является опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема: "оказание услуг по организации культурно-массовых мероприятий за период с 01.01.2012г."
Исходя из положений п. 24 Правил, дублированных в документации о закупке, оценка заявок по критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" рассчитывается по формуле , где - наибольшее количество договоров, представленных в рамках одной конкурсной заявки среди всех прочих.
Установление данных требований со значимостью критериев, предусмотренных Заказчиком, не противоречит Закону о контрактной системе и Постановлению Правительства N 1085.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы о составлении Заказчиком требований к товару таким образом, что ограничивает круг потенциальных участников закупки, являются несостоятельными.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком, в пп. 7 п. 3 "Требования к техническим характеристикам услуг" Раздела 2 части Ш "Техническое задание" документации о закупке установлены требования к использованию следующего оборудования: "Статическое световое оборудование в минимальном комплекте: Прожектор STAGE-2000T (или аналог) - 131 шт., прожектор профильный ADB 10.12.20.706 (или аналог) - 14 шт., Прожектор PAR 64 (или аналог) - 78 шт., прожектор MultiparProfessional750 (или аналог), прожектор MultiparProfessional-575/600 (или аналог) - 32 шт." и т.д.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в составе технических характеристик товаров не представлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям в форме максимальных и (или) минимальных значений показателей или значений, которые не могут изменяться. Следовательно, участники при заполнении заявки не имеют возможности определить, какие из параметров эквивалентности товаров, установленных Заказчиком, следует повторить без изменений, какие параметры должны иметь лучшие характеристики по сравнению с характеристиками товаров, представленных Заказчиком, какие характеристики для Заказчика считаются улучшенными.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в не установлении конкретных потребностей Заказчика в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Так же, согласно буквальному толкованию положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". Следовательно, применение иных формулировок или синонимов (например "или аналог") не соответствует буквальному толкованию положений вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в описании объекта закупки не в соответствии с понятием эквивалентности.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экспресс" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 сентября 2015 г. N 44-2942/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2015