Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 сентября 2015 г. N 44-3005/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" (далее - Заказчик):
ООО "Юр Сервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20524 от 22.09.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на разработку комплексной программы по закрытию и рекультивации объектов размещения отходов и несанкционированных свалок на территории Республики Крым и г.Севастополь, подготовке проектной документации по закрытию и рекультивации объектов размещения отходов, требующих принятия неотложных мер, и подготовка предложений о формировании системы экологически безопасного обращения с отходами (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.08.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0373100000215000040. Начальная (максимальная) цена контракта 110 000 000,00 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика и уполномоченного органа в части утверждения конкурсной документации с нарушениями законодательства о контрактной системе, выразившимися в:
- установлении сроков подачи конкурсных заявок в нарушение требований Закона о контрактной системе;
- отсутствии в конкурсной документации порядка оценки заявок;
- установлении требований к участникам закупки непредусмотренных законодательством о контрактной системе;
- установлении незаконных требований к участникам закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 10 ст. 51 Закона о контрактной системе прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В извещении о проведении конкурса N 0373100000215000040 Заказчиком установлена дата окончания подачи конкурсных заявок - 25.09.2015 17:00, а датой вскрытия конвертов с заявками является 28.09.2015 13:00. Однако и извещением о проведении конкурса и в конкурсной документации Заказчиком указано: "В день вскрытия конвертов с заявками, заявки на участие в открытом конкурсе подаются на заседании конкурсной комиссии по адресу 192019,Санкт-Петербург, ул. Седова, д.11 А, офис 825", следовательно, установленная дата окончания подачи заявок не противоречит Закону о контрактной системе, а данный довод жалобы признан необоснованным.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на отсутствие в конкурсной документации порядка оценки заявок по нестоимостным критериям.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) они определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
В соответствии с п. 3 Правил оценкой является процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В п. 25 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пунктом 23.6 "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" раздела II "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок":
|
Показатели критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Скач) |
Значимость показателя (%) |
Коэффициент значимости показателя |
Максимальное количество баллов |
1 |
Предлагаемая методология выполнения темы НИР, и ее применение с точки зрения достижения наилучшего результата |
40 |
0,4 |
40 |
2 |
Наличие научно-методического задела по направлению (в области) НИР для получения наилучших результатов |
30 |
0,30 |
30 |
3 |
Предложения по возможному повышению качества НИР по сравнению с обязательными требованиями, приведенными в "Технической части" |
30 |
0,30 |
30 |
ИТОГО: |
100 |
1 |
100 |
При этом, согласно положениям данного раздела, конкурсная комиссия Заказчика оценивает заявки следующим образом: "Оценка по данному показателю осуществляется на основании оценок членов конкурсной комиссии, в том числе путем сравнения между собой предложений участников открытого конкурса. Количество баллов, которые присваиваются заявке по значению показателя, присваиваются следующим образом: заявке, в которой предложена методология выполнения НИР и ее применение для достижения наилучшего результата по теме НИР, присваивается 40 баллов; заявке, в которой отсутствует данный показатель - 0 баллов. Лучшему предложению присваивается наибольшее количество баллов. Оценка показателя определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемое комиссией i-ой заявке".
Заказчиком не установлено, каким образом можно выявить лучшие условия исполнения контракта, в части наилучшего предложения участника, следовательно, порядок определения лучшего предложения по качеству работ содержащихся в конкурсной заявке сведений отсутствует.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в конкурсной документации отсутствует порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", что не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта по данному критерию, что является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Третьим доводом жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Разделом I "Общие условия проведения открытого конкурса" конкурсной документации Заказчиком установлены следующие требования:
"12) Наличие у Подрядчика действующей или привлеченной аналитической лаборатории, расположенной в Республике Крым или г. Севастополе и аккредитованной в установленном порядке, с возможностью определения количественного химического состава отхода и установления его класса опасности;
13) Наличие у Подрядчика положительного опыта выполнения НИР по проведению инвентаризации объектов, разработки программ и проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, подтвержденного копиями соответствующих заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации за последние 3 года, стоимость указанных работ должна составлять не менее 100% начальной (максимальной) цены государственного контракта.
14) Наличие оборудования, технических средств, программного обеспечения в объеме, необходимом для выполнения государственного контракта (Пункт 6 Технического задания (Раздел VII Конкурсной документации)".
Данные требования не предусмотрены Законом о контрактной системе, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
4. Доводы жалобы об установлении Заказчиком незаконных требований к участникам закупки не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 51, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юр Сервис" частично обоснованной в части доводов об отсутствии в конкурсной документации порядка оценки заявок.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 сентября 2015 г. N 44-3005/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2015