Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 октября 2015 г. N 44-3030/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна" (далее - Заказчик):
ООО "ПетроСтройТрест" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 20701 от 24.09.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ Выполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в общежитиях СПГУТД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звездная, д. 7, корп.1, ул. Руднева, д. 6, корп. 1, лит. А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.08.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100011315000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 531 155,18 рублей.
В жалобе ООО "ПетроСтройТрест" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению заявителя, в размещении разъяснений положений документации об аукционе, которые изменяют ее суть, а также в неустановлении дополнительных требований к участникам закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 данной статьи установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что разъяснения положений документации об аукционе, данные Заказчиком, меняют суть документации об аукционе.
Например, 09.09.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещены разъяснения положений документации "РД5".
Участником закупки направлен запрос на разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания: "Пункт 13 "Громкоговоритель настенный". Заказчиком установлено требование "Чувствительность должна быть не менее 88 дБ +/- 3 дБ". Просим уточнить, как Участник должен указать конкретное значение и какое значение в данном случае установлено Заказчиком минимальное, а какое максимальным для данного показателя, при условии того, что в паспорте завода-изготовителя данного оборудования данный показатель указан со знаком +/-".
Заказчиком были даны следующие разъяснения положений документации об аукционе: "Ответ: Данный показатель, а также иные показатели оборудования предлагаемого для использования при выполнении работ обязаны указываться в точном соответствии с характеристиками указанными в паспорте завода-изготовителя данного оборудования, что является конкретным значением. Данный показатель в конкретном случае указывается через знак "+ /- ", а также используется конкретное числовое значение".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе инструкцию по заполнению заявки.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена в разделе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об аукционе.
Положениями данной инструкции установлены следующие указания по заполнению первой части заявки: "Предложение участника не должно содержать слов и знаков: "или эквивалент", "в пределах", "не хуже", +/-, "не выше", "не ниже", "или", "либо", /, , - , , >, <, "не более", "не менее", "от", "до", "максимум", "минимум", "должен" (и его производные) и др., а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требования, указанным в Разделе IV документации об электронном аукционе "Техническое задание".
Таким образом, разъяснения положений документации об аукционе, размещенные Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 09.09.2015 ("РД5") противоречат положениям документации об аукционе и, следовательно, изменяют ее суть, в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на отсутствие в документации об аукционе дополнительных требований к участникам закупки.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" Заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки в случае проведения закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Закупка включает в себя выполнение строительных работ, включенных в код по ОКПД 45 (45.31.21.110), а начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 531 155,18 рублей, следовательно, в рассматриваемом случае к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования.
Анализ документации об аукционе показал, что дополнительные требования к участникам закупки не установлены, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что жалоба является обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе инструкцию по заполнению заявки.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена в разделе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об аукционе.
Положениями данной инструкции установлены следующие указания по заполнению первой части заявки: "В случае установления (определения) документацией об аукционе минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара (минимум-максимум, не менее - не более, от - до, в пределах, не хуже, +/-, не выше, не ниже, или, либо, /, - ,, , >, < и др.) участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе должно быть представлено конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя, не меньше минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений указанного показателя товара, установленных Разделом IV документации об электронном аукционе "Техническое задание" относительно указанного показателя товара, выраженное в единицах измерения, определенных, в соответствии с Разделом IV документации об электронном аукционе "Техническое задание", за исключением случаев, когда минимальное и максимальное значение (диапазон значений, интервал значений) показателя товара в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями характеристики соответствующего показателя товара, должно указываться в интервальном (диапазонном) значении".
Таким образом, данная инструкция позволяет аукционной комиссии Заказчика произвольно трактовать представленные участниками закупки, сведения о значениях конкретных показателей (интервальное или конкретное значение) и, следовательно, произвольно определять соответствие либо несоответствие данных сведений требованиям документации об аукционе.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что документация об аукционе не содержит надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки участника, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПетроСтройТрест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 октября 2015 г. N 44-3030/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2015