Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 октября 2015 г. N 44-3009/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "МФЦ" (далее - Заказчик);
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ООО "Техно-дом" (далее - Заявитель)
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 20776 от 25.09.2015) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по созданию объектовых средств мониторинга комплексной системы обеспечения безопасности в нежилых помещениям СПб ГКУ "МФЦ" для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона размещено 25.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002515000205. Начальная (максимальная) цена контракта - 109 311 496,33 рублей.
В жалобе ООО "Техно-дом" указывает на неправомерные действия Заказчика, Уполномоченного органа в части необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 21.09.2015 участнику закупки, подавшему заявку с защищенным номером 576959, отказано в допуске к участию в электронном аукционе:
"1. Не указан товарный знак. Гост 26828-86 устанавливает, что на каждое изделие должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя.
Подпункт 3.1.3. части I, часть II "Информационная карта аукциона", Приложение N3 части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе; Согласно пункту 2.1 ГОСТ 26828-86, устанавливающий технические требования к маркировке изделий машиностроения и приборостроения, на каждом изделии должен быть товарный знак предприятия-изготовителя. Таким образом, в случае соответствия подлежащего использованию при выполнении работ товара вышеуказанному стандарту, такой товар в обязательном порядке должен иметь товарный знак. Следовательно, согласно требованиям пункта 3 части 3 статьи 66 Закона, Информационной карты аукциона, с учетом наличия в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 7, 13-17, 46, 49, 50, 62, 63, 64, 65, 66, 68, 74-78, 109, 121-125, 127, 133-138, 168, 171, 172, 184-188, 190, 196, 197-200, 232, 244-248, 250, 256, 257, 259, 260, 261, 294, 306, 307-310, 312, 318-323, 354, 366-370, 372, 378, 380-383 первой части заявки информации о соответствии товара требованиям ГОСТ 26828-86, участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежало в обязательном порядке представить указание на товарный знак (его словесное обозначение) соответствующего товара. Данная информация в указанных выше пунктах первой части заявки участником закупки не представлена, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе.
2. Участником закупки в качестве страны происхождения товара указано "Корея".
Подпункт 3.1.3. части I, часть II "Информационная карта аукциона", Приложение N3 части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе; В первой части заявки в отношении товара, информация о котором приведена в пунктах 15, 46, 76, 135, 136, 168, 198, 258, 259, 320, 321, 380, 442, 503, 565, 597, 626, 627, 687, 688, 721, 750, 811, 812, 872, 933, 934, 993, 994, 1054, 1055, указано, что страной происхождения соответствующего товара является "Корея". В то же время, Общероссийский классификатор стран мира, принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст, содержит сведения о двух следующих, абсолютно различных, странах мира: КОРЕЯ, НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Корейская народно-демократическая республика) и КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА (Республика Корея), при этом информация о стране "Корея" в указанном выше классификаторе стран мира отсутствует, а возможность представления участниками закупки фрагментарной, неполной информации о наименовании страны происхождения товара не предусмотрена Законом и документацией об электронном аукционе. Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в составе первой части вышеуказанной заявки точного, однозначного указания на наименование конкретной страны происхождения предлагаемого для поставки товара. Таким образом, участником закупки не представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона является основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе".
1. Согласно пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, необходимо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказания услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указании на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком, в пп. 3.1.3 Раздела 3 Части II "Информационная карта аукциона" установлено требование о содержании в первой части заявки на участие в электронном аукционе следующей информации:
"Согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в пунктах 18-33; 41; 51-61; 79-94; 102; 110-120; 139-155; 163; 173-183; 201-217; 225; 233-243; 262-278; 287; 295-305; 324-339; 347; 355-365; 384-400; 409; 417-427; 446-462; 470; 478-488; 506-523; 532; 540-550; 568-584; 592; 601-611; 630-646; 654; 662-672; 691-707; 716; 725-735; 753-770; 778; 786-796; 816-831; 839; 847-857; 876-891; 900; 908-918; 937-952; 960; 968-978; 997-1013; 1021; 1029-1039; 1058-1073; 1081; 1089-1099 таблицы, приведенной в Приложении N3 к ЧАСТИ III документации об аукционе, где содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Так же, в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке Заказчиком установлено обоснование использования определенных товарных знаков и страны происхождения товара:
"Необходимость использования при выполнении работ конкретного товара (оборудования, программных средств), указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения которого содержится в пунктах 18-33; 41; 51-61; 79-94; 102; 110-120; 139-155; 163; 173-183; 201-217; 225; 233-243; 262-278; 287; 295-305; 324-339; 347; 355-365; 384-400; 409; 417-427; 446-462; 470; 478-488; 506-523; 532; 540-550; 568-584; 592; 601-611; 630-646; 654; 662-672; 691-707; 716; 725-735; 753-770; 778; 786-796; 816-831; 839; 847-857; 876-891; 900; 908-918; 937-952; 960; 968-978; 997-1013; 1021; 1029-1039; 1058-1073; 1081; 1089-1099 вышеуказанной таблицы, обусловлено необходимостью обеспечения взаимодействия такого товара с соответствующим товаром, уже используемым Заказчиком на других объектах".
Вместе с тем, Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке, к товарам по ряду позиций, не включенных в вышеуказанный список товаров российского производства с установленными Заказчиком товарными знаками, установлено требование соответствия товара ГОСТ 26828-86 "Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка".
Согласно преамбуле ГОСТ 26828-86, данный стандарт устанавливает требования к изделиям, изготовляемым для нужд народного хозяйства и экспорта.
В результате анализа заявки с защищенным номером 576959 в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что по ряду товаров, не включенных в перечень товаров российского производства пп. 3.1.3 Раздела 3 Части II "Информационная карта аукциона", участником предложены товары иностранного производства, импортируемые в Российскую Федерацию.
Таким образом, с учетом преамбулы ГОСТ 26828-86, действие данного государственного стандарта не распространяется на товары, импортируемые из других стран, в том числе ввиду того, что требование российских государственных стандартов не распространяются на производителей из других стран.
Следовательно, поскольку к товарам, не включенным Заказчиком в список товаров российского производства с установленными Заказчиком товарными знаками, не имеется требования взаимодействия такого товара российского производства с соответствующим товаром, уже используемым Заказчиком на других объектах, выбор производителя товара, страны происхождения товара, его маркировка и наличие товарного знака (его словесного обозначения) остается на усмотрение участника \ поставщика.
Так же, согласно п. 1.2 ГОСТ 26828-86, товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими. Следовательно, товарный знак не всегда может иметь исключительно словесное обозначение или вообще может не иметь словесного обозначения.
Таким образом, при условии отсутствия словесного обозначения товарного знака, его неуказание в составе заявки не противоречит положению пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика, Уполномоченного органа допустила нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отказе в допуске заявки ООО "Техно-дом" к участию в электронном аукционе по данному основанию.
2. Согласно ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Согласно п. 1 ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а так же обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Так же, согласно ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации,, положения п. 1 указанной статьи соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом указанного пункта.
В ходе анализа заявки с защищенным номером 576959 в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что к товарам по позициям 15, 46, 76, 135, 136, 168, 198, 258, 259, 320, 321, 380, 442, 503, 565, 597, 626, 627, 687, 688, 721, 750, 811, 812, 872, 933, 934, 993, 994, 1054, 1055, указано, что страной происхождения соответствующего товара является "Корея".
С учетом положений ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности предоставлении информации об историческом, неофициальном или сокращенном наименовании страны происхождения товара, а так же ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза о возможности предоставлении информации о стране происхождения товара, как о группе стран, а так же отсутствия в рамках документации требования о строгом соответствии наименования страны происхождения товара постановлению Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст, Комиссия УФАС приходит к выводу о несостоятельности доводов Заказчика и Уполномоченного органа об отсутствии в составе первой части вышеуказанной заявки точного, однозначного указания на наименование конкретной страны происхождения предлагаемого для поставки товара.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика, Уполномоченного органа допустила нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отказе в допуске заявки ООО "Техно-дом" к участию в электронном аукционе. Выявленные в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техно-дом" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика, Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 октября 2015 г. N 44-3009/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2015