Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 сентября 2015 г. N 2-57-7623/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок М.О. Саенко,
при участии представителей:
Администрации городского округа Щербинка: Т.В. Коноваленко, А.Е. Карлова,
ООО "БЕЛЫЙ ДОМ": С.С. Нибабина,
рассмотрев жалобу ООО "БЕЛЫЙ ДОМ" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Щербинка (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнения работ по строительству (реконструкция, дострой) детского сада на 120 мест(Закупка N 0148300041815000072) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
По мнению Заявителя в действиях Заказчика присутствуют нарушения положений Законодательства об осуществлении закупок, а именно, в части:
1) отсутствия в протоколе вскрытия конвертов с заявками предложений участников по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закзшки". Кроме того, по мнению Заявителя протокол вскрытия конвертов содержит информацию о предложениях участников по критерию оценки заявок "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма" в рублях, при этом предложение участников по данному критерию оценки не было озвучено при вскрытии конвертов.
2) нарушения порядка оценки заявок, предложений участников закупки;
3) принятия банковской гарантии, представленной участником закупки ООО "Строй Гарант" с нарушением положений законодательства об осуществлении закупок;
4) установления в конкурсной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/35030 от 01.09.2015.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя в протоколе вскрытия конвертов с заявками отсутствуют предложения участников закупки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закзшки". Кроме того, по мнению Заявителя протокол вскрытия конвертов содержит информацию о предложениях участников по критерию оценки заявок "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма" в рублях, при этом предложение участников по данному критерию оценки не было озвучено при вскрытии конвертов.
Согласно ч.6 ст.52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
В соответствии с ч.7 ст.52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что информация предусмотренная ч.6 ст.52 Закона о контрактной системе зачитана при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, что также подтверждается аудиозаписью с процедуры вскрытия конвертов с заявками, поданных на участие в данном конкурсе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что информация по критериям оценки озвучена в полном объеме, кроме суммы по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма", указанной ООО "Белый дом", поскольку конкурсной комиссии Заказчика предварительно необходимо проверить указанную сумму на соответствие требованиям, указанным в конкурсной документации, чтобы протокол вскрытия конвертов с заявками не содержал расхождений с аудиозаписью.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил соответствующих документов, сведений, свидетельствующих о нарушении конкурсной комиссией Заказчика вышеуказанных положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2) По мнению Заявителя, конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок оценки заявок, предложений участников закупки.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно Конкурсной документации Заказчик для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта - значимость критерия 60 %.
2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 20 %.
3) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 20 %.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Заказчиком в конкурсной документации по "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма", согласно которому указано: Оценке подлежит наличие у участника сумм, указанных в актах сдачи-приёмки аналогичных работ по предмету закупки без применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств. Наличие у участника закупки опыта подтверждается копиями государственных (муниципальных) контрактов или договоров аналогичных предмету закупки, подписанными актами сдачи-приёмки услуг. Не подтверждённые документально сведения оценке не подлежат. Заявке, содержащей лучшее предложение по показателю, присваивается 100 баллов. Остальным заявкам баллы присваиваются по мере уменьшения степени выгодности предложений. Порядок оценки заявок по показателю: Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 23, 27-29 Правил: Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если: - не представлен ни один документ, соответствующий вышеприведённым требованиям; В остальных случаях количество баллов рассчитывается из максимального количества денег, указанных в актах сдачи-приёмки аналогичных работ, предложенных участниками конкурса. При этом максимальному количеству присваивается 100 баллов. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБ;), определяется по формуле. Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
В соответствии с жалобой Заявителя: "согласно данным реестра контрактов, ООО "Строй Гарант" (ИНН 7705560974) исполнено всего 24 контракта на общую сумму около 165 000 000 рублей. При этом, только 6 (шесть) контрактов имеют предмет строительство, капитальный ремонт или реконструкция зданий и сооружений. Подавляющее большинство исполненных контрактов имеют в качестве предмета ремонт дорог и устройство дорожных покрытий. Такие работы не являются аналогичными ни по характеру, ни по объему с предметом конкурса. Согласно Приложения к конкурсной документации, наличие у участника закупки опыта подтверждается копиями государственных (муниципальных) контрактов или договоров аналогичных предмету закупки, подписанными актами сдачи-приёмки услуг. Как следует из аудиозаписи вскрытия конвертов, ООО "Строй Гарант" (ИНН 7705560974) в составе конкурсной заявки в качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ представлено только одно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с требованиями конкурсной документации участником закупки ООО "Строй Гарант" в заявке представлены таблица "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объёма" и контракты, а также договоры на выполнение работ аналогичных конкурсу с подтверждением исполнения на сумму 2 402 886 369, 25 рублей.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при процедуре вскрытия конвертов конкурсной комиссией Заказчика не оглашалось, что в составе конкурсной заявки ООО "Строй Гарант" в качестве подтверждения опыта выполнения аналогичных работ представлено только одно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, а также представил заявку участника ООО "Строй Гарант" в составе которой представлены государственные контракты в подтверждение наличия опыта у участника по успешному выполнению аналогичных работ сопоставимого характера и объема.
При этом, сведений о государственных контрактах, на которые ссылается в жалобе Заявитель, в заявке участника ООО "Строй Гарант" не представлено.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил соответствующих документов, сведений, свидетельствующих о нарушении конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявок, предложений участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
3) По мнению Заявителя, участником закупки ООО "Строй Гарант" представлена банковская гарантия с нарушением положений законодательства об осуществлении закупок, а именно: "участником закупки ООО "Строй Гарант" в качестве обеспечения заявки представлена банковская гарантия N1900/0000601.1 от 20.08.2015 г., выданная "Дзиатско-Тихоокеанский Банк" (ПАО), при этом данная банковская гарантия содержит указание на место нахождения участника закупки ООО "Строй Гарант": 119313 г. Москва, Ленинский проспект, д.86, кв.5. При этом, согласно данным ЕГРЮЛ, адрес места нахождения ООО "Строй Гарант": 115408 г. Москва, улица Борисовские Пруды, д.26 корпус 2. КПП ООО "Строй Гарант", указанный в банковской гарантии также не соответствует действительности".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации N1005 от 08.11.2013 г., банковская гарантия, представленная ООО "Строй Гарант" в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе не содержит: - условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант; - нумерации на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.
Согласно ч.1 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
На основании п.10 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в предоставленной банковской гарантии указаны следующие адреса: "115408, г.Москва, ул.Борисовские пруды, д.26 к.2" - юридический адрес, а также "119313 г. Москва, Ленинский проспект, д.86, кв.5" - фактическое местонахождение.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что неточность в указании КПП была установлена специалистами Заказчика во время процедуры оценки заявок, в связи с чем, был сделан соответствующий запрос в ПАО "АТБ". На запрос получен официальный ответ от банка, что данная неточность является технической ошибкой, допущенной специалистами банка. Допущенная неточность устранена соответствующим письмом банка-гаранта ПАО "АТБ".
На основании ч.8.2 ст.45 Закона о контрактной системе дополнительные к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации N 1005 от 08.11.2013 года "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским и Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом следующих требований:
-условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
-обязательное наличие нумерации на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что п.7 банковской гарантии представленной ООО "Строй Гарант" предусмотрено: "Расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом в пользу бенефициара, несет гарант", что соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации N 1005 от 08.11.2013 года "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что банковская гарантия была выпущена ПАО "Азиатско-Тихоокеанский Банк" на одном листе с текстом на обеих его сторонах, что не противоречит требованиям Постановления Правительства Российской Федерации N 1005 от 08.11.2013 года "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил соответствующих документов, сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и свидетельствующих о предоставлении победителем конкурса банковской гарантии, не соответствующей ст.45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
4) Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
Согласно ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении конкурса датой окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе указано 21.08.2015, в то время как жалоба поступила в Московское УФАС России 28.08.2015, таким образом, обжалование конкурсной документации возможно исключительно в судебном порядке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "БЕЛЫЙ ДОМ" на действия Администрации городского округа Щербинка, конкурсной комиссии необоснованной.
2.В части обжалования положений конкурсной документации оставить жалобу Заявителя без рассмотрения в соответствии с ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе.
3.Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России N МГ/35030 от 01.09.2015.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
М.О. Саенко
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 сентября 2015 г. N 2-57-7623/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2015