Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 октября 2015 г. N 2-57-8688/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Дейнеги Е.А.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУ города Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы: Алексеевой А.И., Кравченко А.В.,
в отсутствие представителей ГБОУ города Москвы "Строительный техникум N 30", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/39306 от 01.10.2015),
в отсутствие представителей ПК ООО "Стройсервис", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/39306 от 01.10.2015),
рассмотрев жалобу ПК ООО "Стройсервис" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ города Москвы "Строительный техникум N 30" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнения работ по текущему ремонту здания (Закупка N 0373200173915001193) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, неразмещения в составе аукционной документации инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, а также в размещении аукционной документации создающей препятствия к ознакомлению с текстом.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.10.2015 NМГ/39306 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком сведения о технических характеристиках товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации размещены в формате, создающем препятствия к ознакомлению.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно в техническом задании, размещенном в составе аукционной документации на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, содержащем сведения о характеристиках товаров, используемых при выполнении работ содержатся сведения о товарах "Материал рулонный резино-битумный гидроизоляционный, изол марка И-БД", "Материал рулонный кровельный, филизол марка "Н", п. 51 "Лента предворительносжатая саморасширяющаяся уплотнительная ПСУЛ 10/3", п.56 "Заглушки торцевые двухсторонние к подоконной доске из ПВХ, цвет: белый, мрамор, размеры 40x480 мм" в виде скрытого текста, неотображаемого при ознакомлении с документом.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанное нарушение следствием технической ошибки при размещении в единой информационной системе аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком на официальном сайте размещенная аукционная документация, в нарушение ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе создает препятствие при ознакомлении с текстом, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Одновременно с этим, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
Установлено, что согласно информации размещенной в единой информационной системе, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчиком внесены изменения в аукционную документацию (Извещение в редакции N4 от 24.09.2015) и продлены сроки подачи заявок.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Заявителя нарушение Закона о контрактной системе устранены Заказчиком самостоятельно.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации при описании характеристик товаров "Материал рулонный резино-битумный гидроизоляционный, изол марка И-БД", "Материал рулонный кровельный, филизол марка "Н", "Лента предворительносжатая саморасширяющаяся уплотнительная ПСУЛ 10/3", "Заглушки торцевые двухсторонние к подоконной доске из ПВХ, цвет: белый, мрамор, размеры 40x480 мм" неправомерно установлены требования к клею, что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к материалу данных товаров.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в техническом задании неправомерно указаны торговые знаки следующих товаров: п. 13 "Смесители для ванн и умывальников "ёлочка" с керамическим затвором, VIDIMA IDEAL+ARMA", п. 16 "Умывальники керамические полукруглые "Лотос". Пьедесталы под умывальники "Лотос", п. 19 "Краны шаровые из сополимера полипропилена "Рандом сополимер" PPRC, марка SVEKO 20, диаметр 20мм", п.29 "Смеси сухие шпатлёвочные для сухих помещений на органическом связующем (Ветонит KR)", п. З2 "Грунтовка водно-дисперсионная, глубокопроникающая универсальная, марка "Церезит СТ 17", п.45 "Материал рулонный кровельный, филизол марка "В", п. 46 "Материал рулонный кровельный, филизол марка "Н", п. 48 "Лента самоклеющаяся пароизоляционная бутилкаучуковая для внутреннего слоя монтажного шва "Липлент", марка СТ, ширина 100мм", п. 49 "Лента самоклеющаяся диффузионная гидроизоляционная бутилкаучуковая для наружного слоя монтажного шва "Викар", марка ЛТ(Д), ширина 100мм", п. 52 "Приборы фрамужные дистанционного открывания жёсткой конструкции марка "OL 90N", без сопровождения словами "или эквивалент".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанное нарушение следствием технической ошибки при размещении в единой информационной системе аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам "Материал рулонный резино-битумный гидроизоляционный, изол марка И-БД", "Материал рулонный кровельный, филизол марка "Н", "Лента предворительносжатая саморасширяющаяся уплотнительная ПСУЛ 10/3", "Заглушки торцевые двухсторонние к подоконной доске из ПВХ, цвет: белый, мрамор, размеры 40x480 мм" составлены таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе, а также в документации указаны торговые знаки товаров, используемых при выполнении работ товаров, без сопровождения словами "или эквивалент", что нарушает положения п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Одновременно с этим, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
Установлено, что согласно информации размещенной в единой информационной системе, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчиком внесены изменения в аукционную документацию (Извещение в редакции N4 от 24.09.2015) и продлены сроки подачи заявок.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Заявителя нарушение Закона о контрактной системе устранены Заказчиком самостоятельно.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчика неправомерно не размещена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиков в составе аукционной документации размещено Приложение N3 к информационной карте аукционной документации, содержащее инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в жалобах Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при не разъяснении в аукционной документации правил чтения символов, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ПК ООО "Стройсервис" на действия ГБОУ города Москвы "Строительный техникум N 30" обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам "Материал рулонный резино-битумный гидроизоляционный, изол марка И-БД", "Материал рулонный кровельный, филизол марка "Н", "Лента предворительносжатая саморасширяющаяся уплотнительная ПСУЛ 10/3", "Заглушки торцевые двухсторонние к подоконной доске из ПВХ, цвет: белый, мрамор, размеры 40x480 мм", установления требований к торговым знакам используемого оборудования, без сопровождения словами "или эквивалент", а также в части размещения документации в формате препятствующем ознакомлению.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку нарушения, допущенные при формировании аукционной документации устранены Заказчиком самостоятельно.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 октября 2015 г. N 2-57-8688/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2015