Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 октября 2015 г. N 2-57-8785/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей:
ГБУ "Автомобильные дороги": Д.О. Селяметова,
ООО "СтройАльянс ПГС": Г.Г. Арзуманова,
рассмотрев жалобу ООО "СтройАльянс ПГС" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лакокрасочной продукции для работ по покраске ограждений типа "Нью-Джерси" для нужд производственных участков ГБУ "Автомобильные дороги" (Закупка N0373200307315000429) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NМГ/39458 от 02.10.2015, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных и излишних требований к товарам, в установлении неправомерных положений в Инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки, а именно требований к таким товарам:
- п.1 "Эмаль ХВ-124": "условная вязкость при температуре (20,00,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм должна составлять до 50,0"; степень перетира <30,0. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения, "символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 10144-89 "Эмали ХВ-124. Технические условия".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с положениями ГОСТ 10144-89: согласно которому значение параметра "условная вязкость при температуре (20,0_0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм" установлено в диапазоне 35-60; параметра "степень перетира" - не более 30. Таким образом, Заказчиком установлены требуемые значения, не противоречащие положениям ГОСТ 10144-89.
- п.5 "Грунтовка ГФ-0119" - стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия при температуре (20_2)°С: от 49,0; условная вязкость грунтовки при температуре (20,0_0,5)°С по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) от 60 до 100; время высыхания грунтовки до степени 3 при температуре (20_2) °С до 10,0 часов. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 23343-78 "Грунтовка ГФ-0119. Технические условия".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с положениями ГОСТ 23343-78: согласно которому значение параметра "стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия при температуре (20_2)°С" составляет не менее 48: "условная вязкость грунтовки при температуре (20,0_0,5)°С по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4)": 60-100; "время высыхания грунтовки до степени 3 при температуре (202)°С" составляет не более 12ч. Таким образом, Заказчиком установлены требуемые значения, не противоречащие положениям ГОСТ 23343-78.
- п.10 "Краски масляные" - условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-4 при температуре (20,0_0,5)°С от 70,0 до 90,0с; укрывистость невысушенной пленки краски: от 100,0 до 135,0 г/м. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 10503-71 "Краски масляные готовые к применению. Технические условия".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с положениями ГОСТ 10503-71, согласно которому значение параметра "условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-4 при температуре (20,0_0,5)°С" составляет 65-140с; "укрывистость невысушенной пленки краски" для фисташкового цвета не более 135,0 г/м, для темно-желтого цвета не более 160,0 г/м
. Таким образом, Заказчиком установлены требуемые значения, не противоречащие положениям ГОСТ 10503-71.
- п.14 "Эмаль ЭП-91" - массовая доля нелетучих веществ: от 36,0 до 38,0; условная вязкость эмали по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при (20,00,5) °С: от 50,0 до 70,0. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 15943-80 "Эмаль электроизоляционная ЭП-91. Технические условия".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с положениями ГОСТ 15943-80, согласно которому значение параметра "массовая доля нелетучих веществ" находится в диапазоне 36,0 - 40,0; "условная вязкость эмали по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при (20,0_0,5)°С" - 45,0-75,0. Таким образом, Заказчиком установлены требуемые значения, не противоречащие положениям ГОСТ 15943-80.
- п.19 "Грунтовка фосфатирующая" - плотность разбавителя при температуре (202)°C: до 0,918 г/см
. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 12707-77 "Грунтовки фосфатирующие. Технические условия".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с положениями ГОСТ 12707-77, согласно которому значение параметра "плотность разбавителя при температуре (20_2)°C" составляет 0,910-0,960 г/см. Таким образом, Заказчиком установлены требуемые значения, не противоречащие положениям ГОСТ 12707-77.
- п.20 "Ксилол нефтяной" - марка: А,Б; массовая доля основного вещества (ароматических углеводородов С8Н10) >99,6. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 9410-78 "Ксилол нефтяной. Технические условия".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с положениями ГОСТ 9410-78, согласно которому массовая доля основного вещества (ароматических углеводородов С8Н10) для марки А составляет не менее 99,6, для марки Б - не нормируется. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемым при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в граве "значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
- п.21 "Краска силикатная" - вязкость по воронке ВЗ-4: от 14,0 до 16,0. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 18958-73 "Краски силикатные".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с положениями ГОСТ 18958-73, согласно которому значение параметра "вязкость по воронке ВЗ-4: от 14,0 до 16,0" должно быть не более 25. Таким образом, Заказчиком установлены требуемые значения, не противоречащие положениям ГОСТ 18958-73.
- п.24 "Эмаль НЦ-25" - условная вязкость при температуре (20,0_0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246: от 55,0 до 125,0. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 5406-84 "Эмали НЦ-25. Технические условия".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с положениями ГОСТ 5406-84, согласно которому значение параметра "условная вязкость при температуре (20,0_0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246" составляет 45-145. Таким образом, Заказчиком установлены требуемые значения, не противоречащие положениям ГОСТ 5406-84.
- п.30 "Шпатлевка эпоксидная" - время высыхания до степени 4: при температуре (20 2):
1сут.; при температуре 65 - 70 °С: 0, 25сут. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 28379-89 "Шпатлевки ЭП-0010 и ЭП-0020. Технические условия".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с положениями ГОСТ 28379-89, согласно которому значение вышеуказанных параметров определяются в часах, что позволяет участникам закупки идентифицировать потребность Заказчика и предоставить значения товаров согласно требованиям аукционной документации и положениям ГОСТ 28379-89, так как в одних сутках 24 часа.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в том числе, что вышеуказанные показатели по п.1. п.5, п.10, п.14, п.19, п.20, п.21, п.24 и п.30 являются нестандартными и противоречат положениям соответствующих ГОСТ, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки, а именно требований к таким товарам:
- п.9 "Олифа для окраски комбинированная "Оксоль" - вид сырья: масло льняное, масло конопляное; масло рыжиковое, масло виноградное; масло подсолнечное. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 190-78 "Олифа для окраски комбинированная "Оксоль" для производства олифы оксоль используются следующие виды сырья: для олифы оксоль марки В: масло льняное техническое по ГОСТ 5791; масло конопляное по ГОСТ 8989 для технических целей; для олифы оксоль марки ПВ: масло рыжиковое (техническое) по ГОСТ 10113; масло виноградное техническое; масла растительные, непригодные к непосредственному употреблению в пищу или для промпереработки на пищевые продукты по санитарным показателям или кислотному числу; масло подсолнечное по ГОСТ 1129 и другой нормативно-технической документации (НТД) с кислотным числом не более 15 мг КОН/г; масло соевое по ГОСТ 7825 и другой НТД; масло сафлоровое; масло кукурузное нерафинированное по ГОСТ 8808;
- п.11 "Краски масляные" - марка краски - МА-15; вещество, входящее в состав красок: К4 или К5. Вместе стем, согласно положениям ГОСТ 10503-71 вещество К4 не предусмотрено для марки МА-15;
- п.17 "Растворитель" - цвет и внешний вид: бесцветная, слегка желтоватая однородная прозрачная жидкость без видимых взвешенных частиц. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 7827-74 "Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А. Р-12 для лакокрасочных материалов" цвет и внешний вид растворителя определяется как "бесцветная или слегка желтоватая однородная прозрачная жидкость без видимых взвешенных частиц". Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
- п.18 "Олифа комбинированная": сорт: 1 или 2. Вместе с тем, согласно доводам жалобы Заявителя, для данного товара нормативными документами и техническими регламентами не предусмотрено разделение на сорта;
- п.21 "Краска силикатная" - Заказчиком не установлены единицы измерения по параметру "вязкость по воронке ВЗ-4".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании аукционной документации по п.21 "Краска силикатная" допущена техническая ошибка при установлении требования "вязкость по воронке ВЗ-4" в части отсутствия единиц измерения показателя.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать необходимость установления вышеуказанных требований по п.9, п.11, п.17 и п.18 аукционной документации, а также пояснить в соответствии с какими нормативными документами и техническими регламентами установлены вышеуказанные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком пп.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований по п.9, п.11, п.17, п.18 и п.21 аукционной документации.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как на участие в аукционе подано 8 заявок, при этом, вышеуказанные требования не явились причиной отклонения заявок участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройАльянс ПГС" на действия ГБУ "Автомобильные дороги" обоснованной в части установления неправомерных требований по п.9, п.11, п.17, п.18 и п.21 аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Член Комиссии: Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега. тел. 8-495-784-75-05, доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 октября 2015 г. N 2-57-8785/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2015