Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 сентября 2015 г. N 2-57-7676/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члена комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Дейнеги Е.А.,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Дирекция по строительству, реконструкции и эксплуатации спортивных зданий и сооружений" Департамента физической культуры и спорта города Москвы: Борзовой Е.И.,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/35393 от 02.09.2015),
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по строительству, реконструкции и эксплуатации спортивных зданий и сооружений" Департамента физической культуры и спорта города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на право выполнения работ по круглосуточному централизованному техническому обслуживанию инженерно-технологических систем и специального оборудования водоподготовки бассейнов учреждений Москомспорта в 2016 году (изолятором) (Закупка N 0373200068615000292) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также установления неправомерных требований к участникам закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.09.2015 NМГ/35393 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены следующие неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации:
- по п. 1 "Краски масляные" установлены требования "Марка краски: МА-15 и/или МА22 и/или МА-25", "Пленкообразующее вещество, входящее в состав красок: Олифа комбинированная (К2 или К3 или К4 или К5)", при этом, согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации, пленкообразующим веществом, входящим в состав краски марки МА-22 является олифа оксоль;
- по п. 2 "Болты с гайками и шайбами" установлены следующие требования к свойствам болтов "Диаметр: от 8 мм", "Высота головки k: от 6 мм", при этом в аукционной документации установлено требование о соответствии товара ГОСТ 7796-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", согласно которому диаметр болтов с высотой головки k не меньшей 6 мм должен быть не 10 мм;
- по п. 3 "Прокладки" установлено требование "Максимальное допустимое давление: от 24 кгс/см2", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 481-80 "Паронит и прокладки из него. Технические условия", согласно которому максимальное допустимое давление прокладки паронитовой должно быть не менее 25 кгс/см2;
- п. 5 "Олифа" установлено требование "Цвет по йодометрической шкале: более 600 мг I2/100 см3", поскольку, согласно ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации цвет по йодометрической шкале олифы измеряется в "мг J2/100 см3", при этом данная характеристика не измеряется с использованием показателя "I2".
Таким образом Заказчиком установлены требования к товарам, противоречащие положениям ГОСТ, требование о соответствии товаров которым установлены в аукционной документации, что может вводить участников закупки в заблуждение и привести к ограничению количества участников закупки.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены вышеуказанные требования к товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика в части требований к товарам "Краски масляные", "Болты с гайками и шайбами", а также в части требования к характеристике "Цвет по йодометрической шкале" товара "Олифа" с использованием показателя "I2" составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки использованы нестандартные характеристики при описании объекта закупки:
- п. 1 "Краски масляные" установлено требование "Укрывистость невысушенной плёнки краски на 1 м2: должна быть не более 170 г/м2", при этом, Заявитель указывает, что, согласно ГОСТ 10503-71 укрывистость невысушенной плёнки краски измеряется на поверхности с площадью 1 м2, а не "м2", при этом единицей измерения данного показателя является "г/м2";
- п. 2 "Болты с гайками и шайбами" установлено требование "Условный прел текучести: до 900 Н/мм2", при этом, в жалобе Заявитель указывает на то, что ГОСТ 3506-1-2009 "Механические свойства крепежных изделий из коррозионно-стойкой нержавеющей стали. Часть 1. Болты, винты и шпильки" характеристика "Условный прел текучести" болтов не регламентируется, при этом характеристика "Условный предел текучести" измеряется в "Н/мм2";
- п. 5 "Олифа" установлено требование "Цвет по йодометрической шкале: более 600 мг I2/100 см3", при этом, в жалобе Заявитель указывает на то, что согласно ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия" цвет по йодометрической шкале олифы измеряется в "мг J2/100 см3", при этом данная характеристика не измеряется с использованием показателя "см3".
Вместе с тем, единицы измерения показателей товаров "м2", "г/м2", "Н/мм2", "см3", указанные в аукционной документации Заказчика позволяют участникам закупки идентифицировать единицы измерения характеристик товаров "Краски масляные", "Болты с гайками и шайбами", "Олифа".
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 31.08.2015 Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, согласно которым по характеристике "Условный прел текучести" товара "Болты с гайками и шайбами" необходимо указывать значения характеристики "Условный предел текучести", а также согласно которым единицы измерения показателей товаров "м2", "г/м2", "Н/мм2", "см3" следует читать как "м2", "г/м2", "Н/мм2", "см3".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено следующее требование к товару "Шайбы": "Номинальный диаметр резьбы болта, винта, шпильки: не более 10 мм", поскольку требование не соответствует наименованию товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование к товару "Шайбы" установлено для обеспечения соответствия номинальных диаметров болтов, шпилек и винтов номинальному диаметру шайбы. Кроме того представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование установлено Заказчиком в соответствии с таблицей, приведенной в п. 1.2 ГОСТ 6402-70 "Шайбы пружинные. Технические условия".
Помимо вышеуказанного согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно неправомерно установлены следующие требования к товару "Краски масляные": "Марка краски: МА-15 и/или МА22 и/или МА-25", "Цвета: красно-коричневая или коричневая и темно-красная и светло-серая", при этом в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "Слово "и" означает, что требуются оба значения (выполнение обеих требований), указанные слева и справа от него. Слово "или" означает, что требуется одно - любое значение (выполнение требования) из указанных слева и справа от него. Слово "и" имеет приоритет над словом "или" (пример: 1 или 2 и 3)", поскольку, согласно ГОСТ 10503-71 краска темно-красного цвета должна быть марки МА-15, что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение при определении характеристик краски масляных.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. 5 техническом задании аукционной документации неправомерно установлены следующие требования требования к участнику закупки:
- "Наличие у ПОДРЯДЧИКА обученного персонала по работе с контроллерами и устройствами удаленного доступа фирм производителей ADVANTECH, SIMENS, смонтированных на действующих объектах в соответствии с проектом. (Регламент аварийно-технического обслуживания систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий в г. Москве (в редакции N1, утверждённой Первым заместителем Мэра в правительстве Москвы от 30.06.2010г. (п.3.1.Требования к квалификации персонала аварийной службы)";
- "Наличие у Подрядчика обученного персонала по работе c программным обеспечением BLACK MOONTM и DESIGOTM XWORKS, установленных на действующих объектах в соответствии с проектом. (Регламент аварийно-технического обслуживания систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий в г. Москве (в редакции N1 утверждённой Первым заместителем Мэра в правительстве Москвы от 30.06.2010г. (п.3.1.Требования к квалификации персонала аварийной службы)";
- "Обслуживание озоногенератора системы водоподготовки бассейна должно выполняться специалистами прошедшими курс обучения, согласно паспорта, инструкции по эксплуатации озоногенератора".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлены не к участнику закупки, а к исполнителю государственного контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по строительству, реконструкции и эксплуатации спортивных зданий и сооружений" Департамента физической культуры и спорта города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Краски масляные", "Болты с гайками и шайбами", а также в части неправомерного использования показателя "I2" при описании характеристики "Цвет по йодометрической шкале" товара "Олифа".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии: Е.А. Дейнега
Исп. Орехов Д.А. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 сентября 2015 г. N 2-57-7676/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015