Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 октября 2015 г. N 2-57-8931/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Детская городская поликлиника N129 Департамента здравоохранения города Москвы": Куренкова Д.А.,
в присутствии представителя ООО "Группа компаний Континент" без доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Группа компаний Континент" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Детская городская поликлиника N129 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений и территории ГБУЗ ДГП 129 ДЗМ и подведомственных учреждений в период: с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. включительно (Закупка N 0373200594315000040) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а именно, в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ, неправомерного сокращения срока подачи заявок на участие в аукционе, а не установления объёма оказываемых услуг, размещении технического задания аукционной документации в формате препятствующем копированию.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.07.2015 NМГ/39933 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона в редакции NИИ1 от 16.09.2015, начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 8 698 271,86 рублей, при этом срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен на 03.10.2015 в 09:15.
Согласно ст. 193 Гражданского кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в пп. 19.1 п.19 Раздела II информационной карты документации об электронном аукционе извещения о проведении электронного аукциона от 16.09.2015 датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 03.10.2015 в 09:15 (суббота).Таким образом, Заказчик установил дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе на семнадцатый день, что не противоречит ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации в формате, создающем препятствия для осуществления поиска и копирования фрагментов.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией установлено, что Форма 2, содержащая требования к характеристикам используемых при оказании услуг товаров, размещена Заказчиком на официальном сайте, не создает препятствий для ознакомления, осуществления поиска и копирования отдельных фрагментов текста, при этом техническое задание аукционной документации размещено в формате не препятствующему осуществлению ознакомления и копирования фрагментов текста, что не противоречит ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, установлено, что в жалобе Заявитель не представил документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе при размещении технического задания аукционной документации в формате препятствующем осуществлению поиска и копирования фрагментов текста.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации не определен объём услуг, которые необходимо оказать при исполнении государственного контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации предусмотрено оказание услуг по уборке окон и оконных рам, при этом в аукционной документации не определены размеры оконных проёмов, что, по мнению Заявителя, не позволяет участнику закупки определить объём оказываемых услуг и сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить каким образом в аукционной документации установлен объём услуг по уборке окон.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации Заказчика, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, не определен объём услуг, оказываемых при исполнении государственного контракта, что не позволяет участникам закупки определить потребности Заказчика и сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам:
- по п. "Дезинфицирующее средство" установлены требования "Запах: должен отсутствовать", "Парфюмерная композиция: наличие/отсутствие", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями к товару;
- по п. "Средство универсальное" Заказчиком установлены требования "Применение Должно быть пригодно для использования на всех устойчивых к щелочам поверхностях, таких как нержавейка, стекло и фарфор, не должно раздражать кожу рук, должно быть не токсичным, биоразлагаемым, должно придавать хвойный аромат", "Отдушка: должна быть в наличие или отсутствовать", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями к товару;
- по п. "Кислотное чистящее средство" установлены требования:
- "Назначение: Должно быть моющее средство для сантехники с содержанием кислоты, средство должно придавать обрабатываемым поверхностям хвойный аромат, средство не должно раздражать кожу рук, должно быть гипоалергенным, биоразлагаемым.", "Парфюмерная композиция: Должна быть в наличии или отсутствовать", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями к товару;
- "Температура хранения: -5_+15 °С", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару, не влияющим на качество оказания услуг;
- по п. "Средство для сантехники" установлены требования "Должно быть малоопасное средство, предназначенное для глубокой очистки любых керамических и стальных поверхностей, а также пластиковых, акриловых и стеклянных предметов. Не должно раздражать кожу рук, должно быть не токсичным, биоразлагаемым. Должно придавать приятный аромат цитрусовых обрабатываемым поверхностям", "Парфюмерная композиция: Должна быть в наличии или отсутствовать", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями к товару;
- по п. "Пакеты для мусора" установлены требования "Марка полиэтилена: должна быть 271-7/ 277-84/ 20108-001/ 20708-016/ 273-73/ 273-81/ 276-85", "Сорт полиэтилена: первый или второй или высший", "Плотность: 0,9170-0,9235 г/см3", "Показатель текучести расплава: не более 20,0 г/10мин", "Количество включений: если нормируется, то не более 30 шт", "Относительное удлинение при разрыве не менее 400", "Прочность при разрыве: не менее 90 или не нормируется, кгс/м2", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к полиэтилену из которого производятся пакеты для мусора;
- по п. "Средство для мойки инвентаря" установлено требование "Температура хранения: Температура хранения должна быть от -5 до +5 °С", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару, не влияющим на качество оказания услуг;
- по п. "Кислотное средство для мойки" установлено требование "Температура хранения: От +5 до +10 °C", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару, не влияющим на качество оказания услуг;
- по п. "Очиститель ржавчины" установлено требование "Способ нанесения: шпатель и/или кисточка", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару, не влияющим на качество оказания услуг;
- по п. "Дезинфицирующее средство" установлено требование "Применение: Дезинфекция растворами средства должна проводится способами протирания, замачивания, погружения, орошения", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару, не влияющим на качество оказания услуг;
- по п. "Средство для удаления сложных загрязнений" установлено требование "Способ нанесения: Ручной, машинный", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару, не влияющим на качество оказания услуг;
- по п. "Средство для удаления пятен с ковролина" установлены требования "Способ очистки: ручная, машинная", что, по мнению Заявителя, является избыточным требованиям к товару, не влияющим на качество оказания услуг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару "Пакеты для мусора" установлены в соответствии с ГОСТ 16338-85 "Полиэтилен низкого давления. Технические условия", ГОСТ 16337-77 "Полиэтилен высокого давления. Технические условия".
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к пакетам в соответствии с ГОСТ, распространяющихся на полиэтилен, но не регламентирующих требований к пакетам, затруднился пояснить в соответствии с каким регламентами, стандартами установлены требования к товарам "Дезинфицирующее средство", "Средство универсальное", "Кислотное чистящее средство", "Средство для сантехники", "Средство для мойки инвентаря", "Кислотное средство для мойки", "Очиститель ржавчины", "Средство для удаления сложных загрязнений", "Средство для удаления пятен с ковролина", а также затруднился обосновать необходимость установления требований к данным товарам вышеуказанным образом.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации по п. "Пакеты для мусора" неправомерно установлены требования по показателям "Относительное удлинение при разрыве", "Размер" без указания единиц измерения данных характеристик, что по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика в указанным товарах.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанное нарушение следствием технической ошибки при формировании аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам Пакеты для мусора", "Дезинфицирующее средство", "Средство универсальное", "Кислотное чистящее средство", "Средство для сантехники", "Средство для мойки инвентаря", "Кислотное средство для мойки", "Очиститель ржавчины", "Средство для удаления сложных загрязнений", "Средство для удаления пятен с ковролина" составлены таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Группа компаний Континент" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская поликлиника N 214 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части неустановления в аукционной документации объёмов оказания услуг, а также установления неправомерных требований к товарам, используемым при оказании услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Е.В. Гридина
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А.
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 октября 2015 г. N 2-57-8931/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2015