Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 октября 2015 г. N 2-57-9010/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Ермаковой М.В.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N52 Департамента здравоохранения города Москвы": Степаненко В.Н., Рогозы И.А.,
в отсутствие представителей ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/39331 от 01.10.2015),
рассмотрев жалобу ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N52 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту системы вентиляции и кондиционирования в гематологическом отделении (повторно) (Закупка N 0373200017415000293) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, размещении Приложения к техническому заданию в формате, создающем препятствия к формированию первой части заявки на участие в аукционе, не установления графика выполнения работ, а также не включения в проекте государственного контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.10.2015 NМГ/40317 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены следующие неправомерные требования к товарам:
- по п. 211 "Олифа комбинированная" Приложения к техническому заданию установлено требование "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) °С: не должно превышать сорока восьми ч", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ Р 51692-2000 "Олифы. Общие технические условия", требование о соответствии товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) °С олифы не должно превышать 24 ч;
- по п. 203 "Мастика герметизирующая нетвердеющая" Приложения к техническому заданию установлено требование "Предел прочности при растяжении: до 0,15 кгс/см2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия", требование о соответствии товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому предел прочности при растяжении мастики первой категории должна быть от 0,08 до 0,10 кгс/см2, высшей категории - от 10 кгс/см2 до 15 кгс/см2;
- по п. 316 "Сталь арматурная" Приложения к техническому заданию установлены требования "Номер профиля: 12 или 14", "Площадь поперечного сечения: не более одной целой пятидесяти четырех сотых см2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", требование о соответствии товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому площадь поперечного сечения профиля номер 12 должна быть 1,131 см2, профиля номер 14 - 1,54 см2;
- по п. 195 "Болт самоанкерующийся распорный (Тип 1)" Приложения к техническому заданию установлены требования "Номинальный диаметр резьбы: 6; 8 мм", "диаметр головки: не менее девяти мм", "длина болта: не более 85 мм", "теоретическая масса: одного изделия не должна быть более 60,92 г", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 28778-90 "Болты самоанкерующиеся распорные для строительства. Технические условия", требование о соответствии товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому у болтов с номинальным диаметром резьбы 6 мм диаметр головки должен быть 9 мм, длина болтов - 65 мм, теоретическая масса - 31,92 г, у болтов с номинальным диаметром резьбы 8 мм диаметр головки должен быть 11 мм, длина болтов - 85 мм, теоретическая масса - 60,92 г;
- по п. 196 "Болт самоанкерующийся распорный (Тип 2)" Приложения к техническому заданию установлены требования "Номинальный диаметр резьбы: 10; 12 мм", "диаметр головки: не менее 13 мм", "длина болта: не более ста мм", "теоретическая масса одного изделия: не должна быть более 134,02 г", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 28778-90 "Болты самоанкерующиеся распорные для строительства. Технические условия", требование о соответствии товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому у болтов с номинальным диаметром резьбы 10 мм диаметр головки должен быть 13 мм, длина болтов - 100 мм, теоретическая масса - 90,61 г, у болтов с номинальным диаметром резьбы 12 мм диаметр головки должен быть 15 мм, длина болтов - 110 мм, теоретическая масса - 134,02 г;
- по п. 272 "Трубы стальные водогазопроводные Тип 1" установлены требования "условный проход 15 мм", "толщина стенки должна быть не менее 2,35 мм", "Масса одного метра трубы должна быть до 1,43 кг", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", требование о соответствии применяемых товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому масса одного метра легкой трубы с условным проходом 15 мм и толщиной стенки 2,35 мм должна быть 1,10 кг, легкой трубы с толщиной стенки 2,5 мм - 1,16 кг, обыкновенной трубы - 1,28 кг, усиленной трубы 1,43 кг;
- по п. 273 "Трубы стальные водогазопроводные Тип 2" установлены требования "условный проход 15 мм", "толщина стенки должна быть не менее 2,35 мм", "Масса одного метра трубы должна быть до 1,48 кг", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 3262-75, требование о соответствии применяемых товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому масса одного метра легкой трубы с условным проходом 15 мм и толщиной стенки 2,35 мм должна быть 1,10 кг, легкой трубы с толщиной стенки 2,5 мм - 1,16 кг, обыкновенной трубы - 1,28 кг, усиленной трубы 1,43 кг;
- по п. 274 "Трубы стальные водогазопроводные Тип 3" установлены требования "условный проход 20 мм", "толщина стенки должна быть не менее 2,35 мм", "Масса одного метра трубы должна быть до 1,87 кг", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 3262-75, требование о соответствии применяемых товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому масса одного метра легкой трубы с условным проходом 15 мм и толщиной стенки 2,35 мм должна быть 1,42 кг, легкой трубы с толщиной стенки 2,5 мм - 1,5 кг, обыкновенной трубы - 1,66 кг, усиленной трубы 1,86 кг;
- по п. 275 "Трубы стальные водогазопроводные Тип 4" установлены требования "условный проход сорок - пятьдесят мм", "должна быть не менее двух целых восьми десятых и не должна превышать четырех целых восьми десятых", "Масса одного метра трубы должна быть не менее 4,22 кг", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 3262-75, требование о соответствии товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому толщина стенки труб с условным проходом 40 мм может быть 3,0; 3,5; 4,0 мм, с условным проходом 50 мм может быть 3,0; 3,5; 4,5 мм, при этом масса одного метра легкой трубы с условным проходом 40 мм должна быть 3,33 кг, обыкновенной трубы - 3,84 кг, усиленной трубы - 4,34 кг, масса одного метра легкой трубы с условным проходом 50 мм должна быть 4,22 кг, обыкновенной трубы - 4,88 кг, усиленной трубы - 6,16 кг;
- по п. 276 "Трубы стальные водогазопроводные Тип 5" установлены требования "условный проход: 100 мм", "толщина стенки: > 4 мм", "Масса одного метра трубы: должна быть не менее 13,84 кг", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 3262-75, требование о соответствии товаров которому установлено в аукционной документации, согласно которому толщина стенки труб с условным проходом 100 мм может быть 4,0; 4,5; 5,0 мм, при этом масса одного метра легкой трубы с условным проходом 100 мм должна быть 10,85 кг, обыкновенной трубы - 12,15 кг, усиленной трубы - 13,44 кг.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, установлены вышеуказанные требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом аукционная документация не содержит обоснования необходимости установления таких требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам 195, 196, 203, 211, 272, 273, 274, 275, 276, 316 Приложения к техническому заданию аукционной документации составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком Приложение к техническому заданию размещено в формате, создающем препятствия к формированию первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией установлено, что размещенная Заказчиком на официальном сайте аукционная документация, не создает препятствий для ознакомления, осуществления поиска и копирования отдельных фрагментов текста, что не противоречит ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 6 заявок на участие в аукционе, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в аукционе.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлен срок выполнения работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. 3.1 проекта государственного контракта срок выполнения работ неправомерно установлен следующим образом: "Срок выполнения работ по Контракту установлен в соответствии с Техническим заданием и зафиксирован в Графике выполнения работ (приложение 2 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - График выполнения работ)", поскольку график выполнения работ, размещенный в составе аукционной документации, не содержит сведений об этапах выполнения работ.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации Заказчика не установлен график выполняемых работ, предусмотренный п. 3.1 проекта государственного контракта, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя в проект государственного контракта, размещенный в составе аукционной документации, неправомерно не включено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное положение установлено в п. 2.1 проекта государственного контракта.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о то, что данный довод Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N52 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам 195, 196, 203, 211, 272, 273, 274, 275, 276, 316 Приложения к техническому заданию, а также в части отсутствия графика выполнения работ, ссылка на который содержится в п. 3.1 проекта государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии: М.В. Ермакова
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 октября 2015 г. N 2-57-9010/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2015