Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 сентября 2015 г. N 2-57-8006/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Н.М. Попелышева,
при участии представителя УСД во Владимирской области: Е.М. Муханько,
в отсутствие представителей ООО "Почтовый сервис", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России N11/36669 от 11.09.2015,
рассмотрев жалобу ООО "Почтовый сервис" (далее - Заявитель) на действия УСД во Владимирской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг почтовой связи (Закупка N0328100001415000125) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N11/36669 от 11.09.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства, а именно, в части установления в извещении о проведении закупки дату и время окончания срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день.
В соответствии с п.6 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком в извещении о проведении закупки установлена дата окончания срока подачи заявок 30.08.2015, что является воскресеньем, то есть нерабочим днем.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов.
Кроме того, согласно ст.193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствует нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку установление даты окончания подачи заявок на нерабочий день, сокращает сроки подготовки заявки и может повлечь ограничение количества участников закупки.
2. Заявитель обжалует установление в аукционной документации требований о соответствии участников закупки положениям ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, в том числе п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе о запрете на участие в конкурсе для офшорных компаний.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
На заседании Комиссии Установлено, что п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе введен Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" от 13.07.2015 N 227-ФЗ, вступающим в силу 13.08.2015.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что Извещение о проведении открытого конкурса размещено 22.08.2015, Заказчиком установлены общие требования к участникам закупки, вместе с тем, в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки, что участник закупки не является офшорной компанией.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к о нарушении Заказчиком положений п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует установление в п.17 Информационной карты гарантийного срока на закупаемые услуги, равного одному году. По мнению заявителя жалобы, установление гарантийного срока неправомерно, так как действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено установление гарантийного срока на услуги почтовой связи. Кроме того, согласно с.37 Федерального закона от 17.07.1999 N176-ФЗ "О почтовой связи" претензии, связанные с доставкой корреспонденции, могут быть поданы в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления.
В соответствии с ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления гарантийного срока на оказание почтовых услуг связи, а также предоставить документы и сведения, регламентирующие и подтверждающие обоснованность установления гарантийного срока на оказание почтовых услуг связи.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 и ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. По мнению заявителя жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к первой части заявки на участие в аукционе, а именно установлено требование о предоставлении только согласие участника аукциона на оказание услуг, на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, так как в аукционной документации содержатся характеристики необходимых товаров, такие как: немаркированные конверты с самоклеящимся слоем форматов DL (европейский стандарт Е65) 110х220мм, С5 162х339мм с самоклеящимся слоем и подсказкой "куда-кому".
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии Управления представитель заказчика пояснил, что предметом аукциона является оказание почтовой услуг связи. Для данной услуги требуются конверты только со стандартными показателями, которые установлены в аукционной документации. Данные показатели не могут быть изменены или уточнены участниками, в связи с этим, Заказчик устанавливает предоставление в первой части заявки согласия участника аукциона на оказание услуг, на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода, в том числе о невозможности формирования заявки на участие в аукционе, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. По мнению Заявителя жалобы, п.2.1.6 проекта государственного контракта содержит нарушения в части возможных способов доставки и вручения корреспонденции адресатам, так как отправления категории "судебное" при отсутствии адресата могут вручаться совместно проживающим совершеннолетним членам семьи без доверенности, чего не предусмотрено п.2.1.6 проекта государственного контракта.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных положений в п.2.1.6 проекта государственного контракта о способах доставки и вручения корреспонденции адресатам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
6. Заявитель обжалует неправомерные положения п.2.1.9 проекта государственного контракта, согласно которому, в случае попадания дня возврата на выходной или праздничный день возврат должен осуществляться в предшествующий рабочий день, так как согласно ст.193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании аукционной документации произошла техническая ошибка и положения п.2.1.9 проекта государственного контракта в части дня исполнения срока являются неправомерными.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч.1 ст.34 и п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Почтовый сервис" на действия УСД во Владимирской области обоснованной в части
2. Признать в действия Заказчика нарушения ч.4 ст.33, п.10 ч.1 ст.31, ч.1 ст.34 и п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Н.М. Попелышев
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 сентября 2015 г. N 2-57-8006/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2015