Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 сентября 2015 г. N 2-57-8423/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителя ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы": Д.Б. Кириченко,
в отсутствие представителей заявителя жалобы, ООО "СК "Мастер", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/38164 от 23.09.2015),
рассмотрев жалобу ООО "СК "Мастер" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на исполнения функций технического заказчика на период разработки проектно-сметной документации с правом разработки проектно-сметной документации(Закупка N0373200138215000118) (далее - Конкурс), в соответствии с ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного Конкурса.
Заявитель обжалует установленный Заказчиком порядок оценки конкурсных заявок по нестоимостным критериям "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыга работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/38164 от 23.09.2015 .
В результате рассмотрения жалобы, исследовав представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п.25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п.26 Правил количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
В конкурсной документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено следующее:
Значимость критерия: 10 %, предметом оценки по критерию являются один показатель:
1) "Качество работ", коэффициент значимости показателя составляет 1,00. Единственный показатель состоит из предложений участника по пунктам: 1, 2.
- пункт 1. Применяемые при выполнении работ организационно-технологические схемы производства работ, методы и методики. Максимальный балл по данному пункту составляет 70 баллов.
- пункт 2. Наличие действующей системы менеджмента качества. Максимальный балл по данному пункту составляет 30 баллов. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил.
1. По пункту 1: "Применяемые при выполнении работ организационно-технологические схемы производства работ, методы и методики" рассматриваются предложения участника конкурса согласно предоставленному приложению к заявке на участие в конкурсе. Развернутое описание, составленное в произвольной форме и представленное в виде отдельного Приложения 2.1 к заявке на участие в конкурсе должно содержать последовательное изложение мероприятий (методов и методики, технологии работ), проводимых с целью реализации государственного контракта. В описании так же указывается перечень лицензионного программного обеспечения, которое будет использовано при проведении работ. Порядок оценки заявок по пункту: Предложения оцениваются по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 70 баллов. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному пункту, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам.
2. По пункту 2: "Наличие действующей системы менеджмента качества" рассматриваются предложения участника конкурса согласно предоставленному приложению к заявке на участие в конкурсе. Развернутое описание, составленное в произвольной форме и представленное в виде отдельного Приложения 2.2 к заявке на участие в конкурсе должно содержать сведения о соответствии результата работ ГОСТ ИСО 9001. Также рассматривается наличие сертификатов каких-либо систем добровольной сертификации, связанных с предметом конкурса и подтверждающих наличие у участника системы менеджмента качества, охраны и безопасности труда и т. п. Подтверждается копиями соответствующих документов. Предложения оцениваются по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 30 баллов. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному пункту, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю "качество работ", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по вышеприведенным пунктам 1, 2, скорректированное с учетом значимости показателя - 100% и критерия - 10 %.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно в рамках единственного показателя предусмотрены пункты:
- пункт 1. Применяемые при выполнении работ организационно-технологические схемы производства работ, методы и методики.
- пункт 2. Наличие действующей системы менеджмента качества.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Согласно п.25 Привил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п.10 Правил указано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ", при этом предусмотренные в данном показателе пункты "Применяемые при выполнении работ организационно-технологические схемы производства работ, методы и методики" и "Наличие действующей системы менеджмента качества" детализируют содержание показателя "Качество работ" и позволяют участнику закупки определить, что именно подлежит оценке по показателю.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил документов, сведений, подтверждающих неправомерность установления в конкурсной документации в рамках данного показателя пунктов "Применяемые при выполнении работ организационно-технологические схемы производства работ, методы и методики" и "Наличие действующей системы менеджмента качества", а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя требования по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыга работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены таким образом, что не позволяют определить, какое именно предложение участника закупки будет являться более выгодным на основании положений конкурсной документации.
В конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыга работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено следующее: Предметом оценки по критерию являются предложения участника по показателям: 1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (Показатель 1); 2. Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимых с предметом закупки характера и объема (Показатель 2); 3. Деловая репутация участника закупки (Показатель 3).
1) По показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" рассматривается количество ИТР, рабочих, служащих, МОП заданной квалификации, которые будут заняты на выполнении работ по контракту. Квалификация и количество специалистов по показателю оценивается исходя из представленных участником закупки документов, подтверждающих наличие у него трудовых ресурсов заданной квалификации, штатное расписание, штатно-списочный состав сотрудников, перечень сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам, и копии указанных гражданоско-правовых договоров, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, подтверждающих необходимую квалификацию. Порядок оценки заявок по показателю: Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 23, 27-29 Правил. Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если: - не представлен ни один документ, соответствующий вышеприведенным требованиям; - отсутствуют документы, подтверждающие наличие трудовых ресурсов. При осуществлении оценки заказчик не учитывает специалистов, заявленных в составе заявки участника, по которым не подтверждена соответствующими документами информация о стаже работы, квалификационном разряде и специализации. В остальных случаях количество баллов рассчитывается пропорционально количеству трудовых ресурсов требуемой квалификации. Количество баллов, присуждаемых по показателю определяется по формуле, приведенной в конкурсной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в конкурсной документации установлен предмет оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", а именно, конкурсной комиссией Заказчика оценивается в рамках данного показателя количество ИТР, рабочих, служащих, МОП заданной квалификации, что позволяет участнику закупки сформировать и подать заявку на участие в конкурсе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили права Заявителя, а также свидетельствующих о нарушениях в действиях Заказчика положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СК "Мастер" на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" обоснованной в части установления неправомерного порядка оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
С.И. Казарин
исп.Р.Г. Осипов (495) 784-75-05 доб.166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 сентября 2015 г. N 2-57-8423/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2015