Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 сентября 2015 г. N 2-57-8424/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей:
ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР": Степанова С.С., Черниковой С.С.,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/38279 от 23.09.2015)
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 5 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ: по технической эксплуатации зданий и сооружений, техническому обслуживанию систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и вентиляции "чистых помещений", сплит-систем, организации эксплуатации лифтов (лифтёры), очистка кровли от снега и наледи (в зимний период) ГБУЗ "ГКБ N5 ДЗМ" города Москвы в 2015 -2016 годах (Закупка N 0373200052815000202) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/38279 от 23.09.2015 документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных требований к товарам.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 установлены следующие требования по позициям:
а) п.46 "растворы строительные" - Марка по подвижности: от Пк1,
п.47 "Растворы строительные" - Марка по подвижности: от Пк1.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, так как согласно указанному Заказчиком в аукционной документации ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" марка по подвижности обозначается буквой "П" с индексом "к", что может вводить участников закупки в заблуждение.
б) п.4 "Болты с гайками и шайбами" - Твердость гаек по Бринеллю: 229-353 НВ.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п. "Болты с гайками и шайбами" для твердости гаек, так как согласно ГОСТ 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия", а также ГОСТ 9012-59 "Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю" твердость является конкретным значением, при этом в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Значение параметра, отмеченного "1", должно являться диапазоном", что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования о соответствии данной позиции ГОСТ 52643-2006 и ГОСТ 9012-59 не предъявлялись.
в) п. 16 "Кабель":
-Допустимые токовые нагрузки (на воздухе и в земле) в режиме перегрузки на переменном токе: от 21 А,
-Номинальное сечение жил: менее 2,5 мм2.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п. 16 "Кабель", так как согласно ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кв. Общие технические условия" для сечения 1,5 мм2 допустимые токовые нагрузки на воздухе составляют 21 А, также в режиме перегрузки допустимые токовые нагрузки на воздухе 21 А умножаются на коэффициент 1,16, таким образом не предоставляться возможным представить значение от 21 А, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п.10.8 ГОСТ 31996-2012 допустимые токовые нагрузки кабелей при нормальном режиме работы и при 100%-ном коэффициенте нагрузки кабелей не должны превышать указанных в таблице 19, также допустимые токовые нагрузки кабелей в режиме перегрузки могут быть рассчитаны путем умножения значений, приведенных в таблицах 19, 21, на коэффициент 1,13 - для земли и на коэффициент 1,16 - для воздуха, таким образом допустимые токовые нагрузки (на воздухе и в земле) в режиме перегрузки на переменном токе не должны быть более 24.36 А.
г) п.17 "Кабель-канал" - Рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации: От +40 до -60 °С,
п.22 "Коробки ответвительные" - Рабочее значение температуры воздуха при эксплуатации: От +40 до -60 °С.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к рабочему значению температур по п.22 и п.17, так как в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "При указании минимальных и/или максимальных границ диапазонов возможных значений с предлогами "от" и/или "до" границы включаются в диапазоны возможных значений (если иное не указано в требуемом параметре)", таким образом участнику закупки не предоставляется возможным указать достоверные сведения по п.22 и п.17, в части рабочего значения температуры, что может вводить участников закупки в заблуждение.
д) п.26 "Краски масляные":
-Цвета: красно-коричневая и зеленая и темно-желтая и голубая и темно-красная и светло-серая,
-Укрывистось не высушенной плёнки краски на 1 м2: должна быть не более 165 г/м2.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.26 "Краски масляные", так как согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", укрывистость не более 165 г/м2 не соответствует предложенным требованиям Заказчика, так как максимальное значение: 160 г/м2 предоставляется возможным указать для темно-желтого цвета, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 10503-71 для светло-серого цвета укрывистость не должна превышать 165 г/м2.
е) п.52 "Смеси сухие" - Марка по подвижности: до Рк5.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, так как согласно указанному Заказчиком в аукционной документации ГОСТ 31358-2007 "Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем. Технические условия" марка по подвижности обозначается буквой "Р" с индексом "к", что может вводить участников закупки в заблуждение.
ё) п.64 "Цемент" - Активные минеральные добавки, всего в портландцементе (вяжущем): от более 5 до 20 % по массе,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.64 "Цемент", так как в инструкции указано следующее: "При указании минимальных и/или максимальных границ диапазонов возможных значений с предлогами "от" и/или "до" границы включаются в диапазоны возможных значений (если иное не указано в требуемом параметре)", что может вводить участников закупки в заблуждение.
ж) п.3 "Блоки дверные металлические":
-Приведенное сопротивление теплопередаче: Не менее 0,40 м2 · °С/Вт,
-Объемная воздухопроницаемость: Менее 27 м3/(ч · м2),
п.5 "Болты с гайками и шайбами":
-Предел прочности на разрыв: не Менее 500 Н/мм2,
-Условный прел текучести: до 900 Н/мм2,
п.8 "Выключатель" - Сечение присоединяемого провода1: 1 - 4 мм2,
п.9 "Выключатель" - Сечение присоединяемого провода1: 1 - 4 мм2.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлена единица измерения, а также является ли единицей измерения мм2, что может вводить участников закупки в заблуждение.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а именно, каким образом вышеуказанные требования к товарам по п.46 "растворы строительные", п.47 "Растворы строительные", п.4 "Болты с гайками и шайбами", п. 16 "Кабель", п.17 "Кабель-канал", п.22 "Коробки ответвительные", п.26 "Краски масляные", п.52 "Смеси сухие", п.64 "Цемент", п.3 "Блоки дверные металлические", п.5 "Болты с гайками и шайбами", п.8 "Выключатель", п.9 "Выключатель" не позволяют подать заявку на участие в аукционе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и нарушении Заказчиком норм Законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также в Форме 2 установлены следующие требования по позициям:
а) п.5 "Болты с гайками и шайбами":
-Условный прел текучести: до 900 Н/мм2 ,
п.5 "Болты с гайками и шайбами":
-Номинальный диаметр резьбы (для болтов): от 8 мм,
-Диаметр описанной окружности (для гаек): от 7,5 мм,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования которые могут вводить участников закупки в заблуждение, так как номинальный диаметр резьбы (для болтов) и диаметр описанной окружности (для гаек) должны быть сопрягаемы, таким образом установленные характеристики в аукционной документации Заказчика установлены для диаметра описанной окружности (для гаек) менее чем номинальный диаметр резьбы (для болтов).
п.43 "Прокладки" - Степень сжатия прокладок в посадочном месте: более 15%.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к степени сжатия прокладок, так как согласно ГОСТ 19177-81 "Прокладки резиновые пористые уплотняющие. Технические условия" степень сжатия прокладок в посадочном месте составляет от 20 до 50%, что может вводить участников закупки в заблуждение.
п.52 "Смеси сухие" - Расплав кольца: не менее 10 см.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.52 "Смеси сухие", поскольку ГОСТ 31358-2007 "Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем. Технические условия" регламентирует характеристику расплыва кольца, в то время как в аукционной документации Заказчика установлена характеристика используемого при выполнении работ товара для расплава кольца сухих смесей, что может вводить участников закупки в заблуждение.
п. 58, п.59, п.60 "Трубы электротехнические" - Сопротивление изоляции: Не менее 100 МОом в течение 1 мин. (500 В) МОм.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ошибочно установлена единица измерения для сопротивления изоляции, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы о неправомерно требовании к вышеуказанным товарам, пояснив, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
б) п.25 "Краски масляные" - Разведение краски: 30-40 олифой натуральной или оксоль %.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к единице измерения разведения краски, так как согласно ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия" единицей измерения является "% от массы".
в) п.46 "Растворы строительные" - Влажность: сухих растворных смесей не должна быть Более 0,1 % по массе %.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлена единица измерения для влажности растворов строительных, так как в столбце "требуемое значение" установлена единица измерения "% по массе", в то время как в столбце "единица измерения" установлено значение "%", что может вводить участников закупки в заблуждение.
г) п.47 "Растворы строительные" - Растворная смесь: должна содержать золы- уноса менее 15% массы цемента %.
Согласно доводам жалобы Заявителя, заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии содержания золы-уноса в растворной смеси, так как в столбце "требуемое значение" установлена единица измерения "% массы цемента", в то время как в столбце "единица измерения" установлено значение "%", что может вводить участников закупки в заблуждение.
д) п.56 "Сталь круглая и квадратная общего назначения" - Овальность проката: не должна быть Более 75 %.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к единице измерения овальности проката, так как согласно ГОСТ 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент" для овальности проката установлена единица измерения "% суммы предельных отклонений по диаметру", что может вводить участников закупки в заблуждение.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лицо, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем Заказчик затруднился пояснить на основании каких государственных стандартов, также нормативных документов установлены требования по п.5 "Болты с гайками и шайбами", п.43 "Прокладки", п.52 "Смеси сухие", п. 58, п.59, п.60 "Трубы электротехнические", п.25 "Краски масляные", п.46 "Растворы строительные", п.47 "Растворы строительные", п.56 "Сталь круглая и квадратная общего назначения", а также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к вышеуказанным товарам составлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 23 заявки на участие в данном электронном аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат осуществления закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГБУЗ "ГКБ N 5 ДЗМ" обоснованной в части неправомерного требования к используемым при выполнении работ товаров по п.5 "Болты с гайками и шайбами", п.43 "Прокладки", п.52 "Смеси сухие", п. 58, п.59, п.60 "Трубы электротехнические", п.25 "Краски масляные", п.46 "Растворы строительные", п.47 "Растворы строительные", п.56 "Сталь круглая и квадратная общего назначения".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на законные права и интересы Заявителя.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Е.А. Дейнега
исп. И.С. Максимов
тел. 8-495-784-75-05, доб. 189
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 сентября 2015 г. N 2-57-8424/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2015