Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 августа 2015 г. N 2-57-7295/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Абегяна А.Г.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа": Нечаева А.В., Колодочкина Р.Г.,
при участии представителя ООО "ЮгСпецСтрой": Цымбаловой В.И.,
в отсутствие представителей Управы района Гольяново города Москвы, о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/33818 от 24.08.2015),
рассмотрев жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" (далее - Заявитель) на действия Управы района Гольяново города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по модернизации систем дымоудаления и противопожарной автоматики (Закупка N 0373200006215000237) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.08.2015 NМГ/33818 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчика содержатся противоречивые положения в части возможности изменения условий государственного контракта с пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать сведения о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 21 Информационной карты аукционной документации указано, что при осуществлении закупки изменение условий государственного контракта в соответствии с пп. "а", "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе не применяется, при этом в п. 2.4 проекта государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации указано: "Цена Контракта может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных Контрактом объёма работ и иных условий исполнения Контракта".
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п. 9 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя в составе аукционной документации Заказчика содержится проект государственного контракта с неустановленными условиями исполнения контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлены сроки действия государственного контракта, что не позволяет участникам закупки корректно определить срок, на который необходимо получить банковскую гарантию.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта содержит следующие положения: "12.1. Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "___" __________ 20___ г.".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку в проекте государственного контракта отсутствует указание на срок действия контрактов, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии, а также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком по п. 1 "Прибор приемно-контрольный" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации неправомерно установлены противоречивые требования, а именно: "Количество программ управления пр каждому выходу: 37 шт", "Количество программ управления пр каждому выходу должно быть: не менее 20 шт".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в аукционной документации установления двух требований к показателю с различными значениями данного показателя.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, не соответствующие ГОСТ:
по п. 2 "Ацетон" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "Температурные пределы воспламенения паров в воздухе: нижний - минус ниде 20, верхний - выше 6 °С", "Концентрационные пределы воспламенения паров в воздухе: нижний - ниже 2,2, верхний - выше 13 % (по объёму)", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 2768-84 "Ацетон технический. Технические условия", которым предусмотрены следующие температурные пределы воспламенения паров в воздухе ацетона: нижний - минус 20, верхний - 6 °С, а также концентрационные пределы воспламенения паров в воздухе нижний - 2,2, верхний - 13 % (по объёму);
по п. 6 "Блок релейный" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлены требования "Степень защиты: должна быть IP20", "Защита от вредного воздействия в результате проникновения воды : есть или нет", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)", требование о соответствие товара которому установлено в аукционной документации, согласно вторая характеристическая цифра кода IP обозначает степень защиты, обеспечиваемую оболочками в отношении вредного воздействия на оборудование в результате проникновения воды, при этом значение цифры 0 в коде IP20 означает отсутствие защиты от вредного воздействия воды, однако в аукционной документации Заказчика также предусмотрена возможность использования при выполнении работ блока релейного с защитой от проникновения воды;
по п. 27 "Аккумуляторная батарея" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "Ток разряда номинальный не менее 1,75", при этом указана единица измерения - "В", что, по мнению Заявителя, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", согласно которому сила тока измеряется в амперах ("А"), при этом в вольтах ("В") измеряется напряжение в электрической сети;
по п. 15 "Проволока" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлены требования "Номинальный диаметр: от 1,1 до 1,6 мм", "Продолжительность каждого погружения более: 60 с", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия", требование о соответствие товара которому установлено в аукционной документации, согласно которому продолжительность каждого погружения проволоки с указанным диаметром должна быть 60 с;
по п. 18 "Извещатель пожарный дымовой" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "Степень защиты корпуса лучше: должна быть IP41", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика в товарах, используемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации;
по п. 32 "Реле" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "Степень защиты: не может быть не лучше IP34", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика в товарах, используемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлено вышеуказанные требования, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Также, по мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки использованы нестандартные характеристики:
при описании требований по показателю "Температурные пределы воспламенения паров в воздухе" товара "Ацетон" Заказчиком использовано слово "ниде", что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение;
по п. 3 "Пульт контроля и управления" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "Средний ток потребления в дежурном режиме при напряжении питании 24 В: не должно быть более более 30 мА", что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение;
по п. 22 "Кабель канал" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлены требования "Значения ударных воздействий при испытании, которое выдерживает изделие: очень тяжелое; среднее; лекгое", "Температура экплуатации: шире -5...+50 °С", что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение;
по п. 26 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации установлено требование "Глубина цлица t: не менее 0,9 не более 3,7 мм", что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанный факт следствием технической ошибки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчика требования к товарам, указанным в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации установлены таким образом, что препятствуют корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием установлены, в частности, следующим образом: по п. 3 "Пульт контроля и управления" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации включен параметр "Габаритные размеры не" в графу "Требуемый параметр", содержащую описание характеристики и не подлежащую корректировке участником закупки, а в графе "Требуемое значение", которая должна содержать минимальные и (или) максимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, Заказчик установил следующее: "должны быть менее 150х110х40 мм".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам, указанным в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком следующих требований по п. 22 "Кабель-канал" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации: "Ударная прочность при -5°С: 0,5 Дж", "Значение ударных воздействий при испытании, которое выдерживает изделие: очень тяжелое; среднее; лекгое" что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 61084-1-2007 "Системы кабельных и специальных кабельных коробов для электрических установок. Часть 1. Общие требования", согласно которому энергия удара 0,5 Дж соответствует испытанию при очень легком воздействии.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не установлено требование о соответствии товара "Кабель-канал", используемого при выполнении работ ГОСТ 61084-1-2007.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно по п. 25 "Извещатель тепловой" установлено требование: "Извещатель: должен обеспечивать индикацию дежурного режима работы кратковременными вспышками красного оптического индикатора один раз в 1-2 с", при этом в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", а также символами "многоточие", "тире", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения, если параметр не является функциональной характеристикой товара", что, по мнению Заявителя не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе согласно требованиям аукционной документации, поскольку в диапазоне от 1 до 2 с отсутствуют значения показателя, соответствующие требованиям Заказчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участник закупки вправе указать по данному показателю значение, представляющее десятичную дробь, т. е., например значение 1,2 с.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование "Число жил и сечение: не менее 1х2х0,5 мм2" к товару п. 29 "Кабель тип 1", поскольку, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно для двух показателей установлено требование о предоставлении трех значений показателя.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данная маркировка кабелей является общепринятой, при этом при данной маркировке указывается: количество парных скруток, количество жил в скрутке, а также сечение жил в скрутке.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования "Материал (основной): Полипропилен или поливинилхлорид или полиэтилен", "По виду материала: из изоляционного материала, металлические, из композиционных материалов (композиты)" к товару п. 33 "Коробка распределительная" Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации, поскольку согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символов "точка с запятой", "/", "\", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", что по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями, поскольку в аукционной документации установлены противоречивые требования к материалам товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки при формировании заявки на участие в аукционе необходимо указать значение показателя "Материал (основной)" по каждому материалу, указанному по показателю "По виду материала".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствие товаров, используемых при выполнении работ ГОСТ Р 53315-2009 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", поскольку данный ГОСТ не действует на территории Российской Федерации, а также неправомерно установлено требование "Максимальная коммутируемая мощность каждого реле: не должна быть не менее 400 Вт" к товару п. 6 "Блок релейный ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками", поскольку, по мнению Заявителя, данное требование Заказчика не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика в используемом оборудовании.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности использования при выполнении работ кабелей ГОСТ Р 53315-2009, а также свидетельствующих о том, каким образом требования Заказчика по п. 6 "Блок релейный" вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом Комиссия Управления приходи к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" на действия Управы района Гольяново города Москвы обоснованной в части установления противоречивых положений о возможности изменения существенных условий государственного контракта, отсутствия в проекте государственного контракта срока действия государственного контракта, а также установления неправомерных требований к товарам, в частности по п. 2, 3, 6, 15, 18, 22, 26, 27, 32 Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 9 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.Г. Абегян
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 августа 2015 г. N 2-57-7295/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2015