Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 августа 2015 г. N 2-57-7696/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Осипова Р.Г.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N52 Департамента здравоохранения города Москвы": Степаненко В.Н., Гусева В.Н., Рогозы И.А.,
при участии представителя ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ": Макаева Р.Р.,
рассмотрев жалобу ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N52 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг аутсорсинга персонала по поддержанию санитарно-гигиенического режима (Закупка N 0373200017415000291) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, не соответствующей законодательству об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.08.2015 NМГ/33817 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены условия оплаты выполненных работ.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. 2.5 проекта государственного контракта неправомерно установлен следующий порядок оплаты оказываемых услуг: "Заказчик поэтапно оплачивает услуги Исполнителя, оказанные на соответствующем этапе Графика оказания услуг (приложение 2 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), в размере, установленном Расчетом стоимости услуг (приложение 3 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), в безналичном порядке, путем перечисления денежных средств со своего лицевого счета на расчетный счет Исполнителя, реквизиты которого указаны в ст. 14 Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг по соответствующему этапу, с приложением документов, подтверждающих объем оказанных услуг, в течение 30 (тридцати) банковских дней с даты выставления Исполнителем счета на оплату", поскольку график оказания услуг, размещенный в составе аукционной документации не содержит сведений об этапах оказания услуг, в соответствии с которыми будет производиться оплата оказанных услуг.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации Заказчика не установлен график оплаты оказываемых услуг, предусмотренный п. 2.5 проекта государственного контракта, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя техническим заданием аукционной документации не указаны объёмы товаров, используемых при оказании услуг, а также установлены требования к оказанию услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, не учтенных в смете.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации не установлены объёмы использования товаров, указанных в Приложении к техническому заданию аукционной документации при оказании услуг, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в технических заданиях представлена площадь территории, на которой будут оказываться услуги по уборке, а также определены периодичность и виды оказываемых услуг, что позволяет участникам закупки сформировать ценовое предложение на оказание услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование об оказании следующих услуг: по разделу "Санитарные комнаты, душевые, туалеты": уборка зеркал, выключателей, розеток, удаление выли с осветительных элементов, подоконников, радиаторов, труб, удаление пыли с приточно-вытяжных решеток; по разделу "Коридоры, холлы, лестничные клетки, марши": уборка плинтусов, подоконников, выключателей, розеток, батарей отопления, окон (внутренняя поверхность), удаление выли с решеток приточно-вытяжной вентиляции, удаление выли с осветительных элементов, мебели, - поскольку данные работы не указаны в сметном расчете, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить перечень оказываемых услуг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что перечень услуг, которые необходимо оказать при исполнении государственного контракта установлен в техническом задании аукционной документации.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки является оказание услуг аутсорсинга персонала по поддержанию санитарно-гигиенического режима. Таким образом, установление требований об оказании вышеперечисленных услуг не противоречит объекту закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в частности, свидетельствующих о невозможности сформировать участникам закупки ценовое предложение на участие в аукционе, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта не установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В проекте государственного контракта Заказчика не установлены условия об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами, а именно размер штрафа в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком и исполнителем государственного контракта обязательств, предусмотренных контрактом.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что проект государственного контракта, размещенный в составе аукционной документации является проектом государственного контракта, размещенного в библиотеке государственных контрактов Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы, при этом, данное положение контракта не подлежит редактированию Заказчиком при формировании Заказчиком аукционной документации.
Вместе с тем, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционной документации Заказчика не установлены значения штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактами, что нарушает ч. 4, 5 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "УНИВЕРСАЛ-СТРОЙ" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N52 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части указания на график оплаты оказываемых услуг, а также не установления ответственности сторон в государственном контракте.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4, 5, 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 августа 2015 г. N 2-57-7696/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015