Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 сентября 2015 г. N 2-57-8445/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей:
ГКУ Дирекция Департамента образования города Москвы: Тищенкова А.В., Алексеевой А.И.,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/38444 от 24.09.2015)
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Дирекция Департамента образования города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту в учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы в 2015 году (ул. Стройковская, д.5) (Закупка N 0373200173915000437) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/38444 от 24.09.2015 документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных требований к товарам.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N2 к техническому заданию установлены такие требования, как:
а) п. "растворы" - Марка по подвижности: Пк1-4.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, так как, согласно указанному Заказчиком в аукционной документации ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" марка по подвижности обозначается буквой "П" с индексом "к", а также марка по подвижности "4" отсутствует в ГОСТ 28013-98, при этом, согласно инструкции по заполнению первой части заявки указано следующее: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения" согласно ГОСТ 28013-98 марка по подвижности является конкретным значением, что может вводить участников закупки в заблуждение.
б) п. "растворы":
-Марка по подвижности: Пк1-4
-Подвижность по погружению конуса: не менее 1 см,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к товару используемому при выполнении работ по п. "растворы", так как согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" подвижность по погружению конуса для Пк2 соответствует Св. 4 "8" см и для марки Пк3 соответствует "8" 12", что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования по п. "растворы" установлены в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", при этом требования аукционной документации, в части установления требований к подвижности по погружению конуса не менее 1 см не противоречат требованиям ГОСТ 28013-98, а также позволяет участникам закупки представить в составе первой части заявки значение удовлетворяющее требованиям аукционной документации и ГОСТ 28013-98.
в) п. "сталь":
-сталь толщина: 0,6 и 0,8 и 1,6 и 3,9 мм
-сталь: должна быть тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п. "сталь", так как согласно ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" оцинкованную сталь изготавливают шириной от 710 до 1800 мм, толщиной от 0,5 до 2,5 мм включительно, таким образом сталь толщиной 3.9 мм не предоставляется возможным указать в составе первой части заявки, а также согласно п.18 сметной документации требуется сталь толщиной 0,5 мм, что также свидетельствует о неправомерности установления требований к товару "сталь".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования установлены в соответствии с ГОСТ 19904-90 "Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент", согласно которому ряд размеров толщины стали содержит характеристики установленные в Форме 2, а именно 0,6 и 0,8 и 1,6 и 3,9 мм, при этом в составе аукционной документации присутствует смета, которая является расчетом начальной (максимальной) цены контракта, в то время как максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в Форме 2.
г) п. "сталь" - Временное сопротивление разрыву sв: 255-490 / не нормируется Мпа.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к обозначению временного сопротивления разрыву sв, в то время как согласно п. 3.10 ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" временное сопротивление разрыву обозначается "в", при этом временное сопротивление разрыву при готовом сырье имеет конкретный показатель, в то время как согласно инструкции по заполнению заявки, Заказчиком указано следующее: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а именно, каким образом вышеуказанные требования к товару по п. "сталь", временное сопротивление разрыву при готовом сырье имеет конкретный показатель, а также в части единицы измерения временного сопротивления разрыву не позволяют подать заявку на участие в аукционе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и нарушении Заказчиком норм Законодательства об осуществлении закупок.
д) п. "сталь":
-Класс толщины: 1 , 2, п,
-Марка стали: 08Ю, 08кп, 08пс.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика содержится инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", таким образом Заказчику требуется одна сталь с классами толщины и трех видов стали, что технически невозможно и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчику требуется три марки стали с различными классами толщины, в соответствии с ГОСТ 14918-80. Таким образом требования аукционной документации позволяют участнику закупки определить соответствие товара установленным требованиям, в том числе с учетом инструкции по заполнению заявки аукционной документации и ГОСТ 14918-80.
е) п. "Арматурная сталь":
-Арматура: класс АII/III. Горячекатаная. Периодического профиля в стержнях,
-Марка стали должна быть: 18Г2С ,35ГС, 25Г2С.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования которые противоречат аукционной документации, а также инструкции по её заполнению, так как согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Если знак "/" указан в требуемом значении, необходимо предоставить одно значение" и "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", согласно таблице 5 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" для класса арматуры АII соответствует сталь: 18Г2С, в то время как для класса арматуры АIII: 35ГС, 25Г2С, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 5781-82, при этом согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а именно, каким образом вышеуказанные требования к товарам по п. "растворы" п. "сталь" п. "Арматурная сталь" не позволяют подать заявку на участие в аукционе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и нарушении Заказчиком норм Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе подано 9 заявок, 4 из которых допущены к аукциону, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В Приложении N2 к техническому заданию установлены такие требования, как:
а) п. "Материал рулонный кровельный тип 1" - Теплостойкость: не ниже 80 С.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п. "Материал рулонный кровельный тип 1", в части единицы измерения "С", так как согласно ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" теплостойкость имеет единицы измерения в градусах "С°".
б) п. "материал рулонный кровельный, тип 2":
-Марки: ТМП или ХМП,
-Вид основы: стеклоткань, стеклохолст.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к виду основы кровельного материала, так как для марки ТМП основа - стеклоткань, для марки ХМП - основа стеклохолст, в то время как согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", что не позволяет участникам закупки предоставить в составе первой части заявки требование удовлетворяющее требования аукционной документации и инструкции по заполнению заявки.
в) п. "Арматурная сталь" - Площадь поперечного сечения: не менее 0,785 см3.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлена единица измерения для площади поперечного сечения арматурной стали, так как согласно ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" площадь поперечного сечения имеет единицу измерения см.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лицо, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем Заказчик затруднился пояснить на основании каких государственных стандартов, также нормативных документов установлены требования по п. "Материал рулонный кровельный тип 1" п. "материал рулонный кровельный, тип 2" п. "Арматурная сталь", а также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования таких показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к вышеуказанным товарам составлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 9 заявок на участие в данном электронном аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат осуществления закупки.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком нарушен порядок разъяснения положений аукционной документации.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией управления установлено, что в адрес Заказчика 17.09.2015 Заявителем направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации, при этом в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчиком 18.09.2015 даны разъяснения положений аукционной документации NРД5 в ответ на данный запрос.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, изменяющие ее суть, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих доводы жалобы, и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, при предоставлении разъяснений о положении аукционной документации от 18.09.2015 NРД5.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГКУ Дирекция Департамента образования города Москвы обоснованной в части неправомерного требования к используемым при выполнении работ товаров по п. "Материал рулонный кровельный тип 1" п. "материал рулонный кровельный, тип 2" п. "Арматурная сталь".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на законные права и интересы Заявителя.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Член Комиссии: И.С. Максимов
исп. И.С. Максимов
тел. 8-495-784-75-05, доб. 189
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 сентября 2015 г. N 2-57-8445/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2015