Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 сентября 2015 г. N 2-57-8508/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
члена комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Ермаковой М.В.,
в отсутствие представителей ООО "Доминант", аппарата СД МО Соколиная гора, о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России (N МГ/38557 от 25.09.15),
рассмотрев жалобу ООО "Доминант" (далее - Заявитель) на действия аппарата СД МО Соколиная гора (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организационно-плановому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведения конкурентных процедур (Закупка N 0173300007515000003) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в утверждении конкурсной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно, в части установления неправомерного порядка оценки по критериям "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", "Квалификация участников закупки", а также в части неправомерного установления требований к оформлению заявок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/38557 от 25.09.15) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе п оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в и ст.32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе: стоимостной критерий - "Цена контракта" (значимость - 40%), нестоимостные критерии - "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость - 50 %); "Квалификация участников закупки" (значимость 10 %) - показатели: "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", "Деловая репутация участника закупки", "Квалификация трудовых ресурсов".
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно п. 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно п. 26 Правил оценки количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Согласно п. 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного Правил оценки.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В конкурсной документации Заказчиком установлено:
- по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": "Предложение участника по организационно-плановому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведения процедур закупок. Участнику закупки необходимо предоставить полностью проработанное предложение по организационно-плановому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведения процедур закупок. Данное предложение оформляется в соответствии с формой "Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки". Предложение участника закупки оценивается в зависимости от информационной (качественной) составляющей представленной участником закупки:
1. Предложение участника содержащие поверхностный порядок по организационно-плановому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведения процедур закупок - 30 баллов;
2. Предложение участника содержащие не полностью проработанный порядок по организационно-плановому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведения процедур закупок - 50 баллов;
3. Предложение участника содержащие полностью проработанный порядок по организационно-плановому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведения процедур закупок - 100 баллов";
- по критерию "Квалификация участников закупки": показатель "Квалификация трудовых ресурсов": квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг. Может быть подтверждено копиями дипломов, сертификатами, удостоверениями и т.д. подтверждающими квалификацию трудовых ресурсов привлекаемых к оказанию услуг по предмету закупки; показатель "Деловая репутация участника закупки": деловая репутация участника закупки. Может быть подтверждено копиями положительных отзывов, благодарственных писем от заказчиков, грамоты, дипломы и т.д.
Вместе с тем, в конкурсной документации отсутствует указание на то, что является поверхностным, не полностью проработанным, полностью проработанным порядком по организационно-плановому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведения процедур закупок, а также каким образом, Заказчиком будут оцениваться документы, предоставленные участниками для подтверждения квалификация при условия открытого перечня оцениваемых документов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанным критериям не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по данным критериям.
Кроме того, установленный порядок оценки не раскрывает содержание предмета оценки, позволяющего определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям; а также конкурсная документация не содержит инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения конкурсной документации Заказчика установлены в нарушение п. 11 Правил оценки и ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к оформлению заявок на участие в открытом конкурсе в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в конкурсной документации указано, что предложения участников закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" "предоставляются в составе заявки в формате А4, шрифтом Times New Roman, размер 12, интервал 0. В случае предоставления данного предложение в формате не соответствующего требованию, то такому предложению будет присуждено 0 баллов. В случае предоставления предложения участника по данному подкритерию не соответствующего Техническому заданию, такое предложение будет не оценено и будет присвоено 0 баллов".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" (далее - Заявитель) на действия аппарата СД МО Соколиная гора обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии: М.В. Ермакова
исп. Ермакова М.В. (495) 784-75-05 доб. 178
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 сентября 2015 г. N 2-57-8508/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2015