Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 сентября 2015 г. N 2-57-8510/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок - Бруева Д.С.,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок - Абегяна А.Г.,
при участии представителей:
ГКУ Дирекция Департамента образования города Москвы: Плиева А.Р., Алексеевой А.И.,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/38444 от 24.09.2015)
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Дирекция Департамента образования города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту в учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы в 2015 году (ул. Стройковская, д.5) (Закупка N 0373200173915000436) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/38444 от 24.09.2015 документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных требований к товарам.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N2 к техническому заданию установлены такие требования, как:
а) п. "растворы" - Марка по подвижности: Пк1-4.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, так как, согласно указанному Заказчиком в аукционной документации ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" марка по подвижности обозначается буквой "П" с индексом "к", а также марка по подвижности "4" отсутствует в ГОСТ 28013-98, при этом, согласно инструкции по заполнению первой части заявки указано следующее: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения" согласно ГОСТ 28013-98 марка по подвижности является конкретным значением, что может вводить участников закупки в заблуждение.
б) п. "растворы":
-Марка по подвижности: Пк1-4
-Подвижность по погружению конуса: не менее 1 см,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к товару используемому при выполнении работ по п. "растворы", так как согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" подвижность по погружению конуса для Пк2 соответствует Св. 4 "8" см и для марки Пк3 соответствует "8" 12", что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования по п. "растворы" установлены в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", при этом требования аукционной документации, в части установления требований к подвижности по погружению конуса не менее 1 см не противоречат требованиям ГОСТ 28013-98, а также позволяет участникам закупки представить в составе первой части заявки значение удовлетворяющее требованиям аукционной документации и ГОСТ 28013-98.
в) п. "сталь":
-сталь толщина: 0,6 и 0,8 и 1,6 и 3,9 мм
-сталь: должна быть тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п. "сталь", так как согласно ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" оцинкованную сталь изготавливают шириной от 710 до 1800 мм, толщиной от 0,5 до 2,5 мм включительно, таким образом сталь толщиной 3.9 мм не предоставляется возможным указать в составе первой части заявки, а также согласно п.18 сметной документации требуется сталь толщиной 0,5 мм, что также свидетельствует о неправомерности установления требований к товару "сталь".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования установлены в соответствии с ГОСТ 19904-90 "Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент", согласно которому ряд размеров толщины стали содержит характеристики установленные в Форме 2, а именно 0,6 и 0,8 и 1,6 и 3,9 мм, при этом в составе аукционной документации присутствует смета, которая является расчетом начальной (максимальной) цены контракта, в то время как максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в Форме 2.
г) п. "сталь" - Временное сопротивление разрыву sв: 255-490 / не нормируется Мпа.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к обозначению временного сопротивления разрыву sв, в то время как согласно п. 3.10 ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" временное сопротивление разрыву обозначается "в", при этом временное сопротивление разрыву при готовом сырье имеет конкретный показатель, в то время как согласно инструкции по заполнению заявки, Заказчиком указано следующее: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а именно, каким образом вышеуказанные требования к товару по п. "сталь", временное сопротивление разрыву при готовом сырье имеет конкретный показатель, а также в части единицы измерения временного сопротивления разрыву не позволяют подать заявку на участие в аукционе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и нарушении Заказчиком норм Законодательства об осуществлении закупок.
д) п. "сталь":
-Класс толщины: 1 , 2, п,
-Марка стали: 08Ю, 08кп, 08пс.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика содержится инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", таким образом Заказчику требуется одна сталь с классами толщины и трех видов стали, что технически невозможно и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчику требуется три марки стали с различными классами толщины, в соответствии с ГОСТ 14918-80. Таким образом требования аукционной документации позволяют участнику закупки определить соответствие товара установленным требованиям, в том числе с учетом инструкции по заполнению заявки аукционной документации и ГОСТ 14918-80.
е) п. "Растворы":
-марки М50, М75
Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика указание на данный товар отсутствует в сметной документации. Таким образом, предъявление требования к марком раствора является неправомерным.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе аукционной документации присутствует смета, которая является расчетом начальной (максимальной) цены контракта, в то время как максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в Форме 2.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а именно, каким образом вышеуказанные требования к товарам по п. "растворы" не позволяют подать заявку на участие в аукционе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и нарушении Заказчиком норм Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе подано 9 заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В Приложении N2 к техническому заданию установлены такие требования, как:
а) п. "Материал рулонный кровельный тип 1" - Теплостойкость: не ниже 80 С.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п. "Материал рулонный кровельный тип 1", в части единицы измерения "С", так как согласно ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" теплостойкость имеет единицы измерения в градусах "С°".
б) п. "материал рулонный кровельный, тип 2":
-Марки: ТМП или ХМП,
-Вид основы: стеклоткань, стеклохолст.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к виду основы кровельного материала, так как для марки ТМП основа - стеклоткань, для марки ХМП - основа стеклохолст, в то время как согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", что не позволяет участникам закупки предоставить в составе первой части заявки требование удовлетворяющее требования аукционной документации и инструкции по заполнению заявки.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лицо, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем Заказчик затруднился пояснить на основании каких государственных стандартов, также нормативных документов установлены требования по п. "Материал рулонный кровельный тип 1" п. "материал рулонный кровельный, тип 2", а также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования таких показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к вышеуказанным товарам составлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 9 заявок на участие в данном электронном аукционе, при этом допущенные при формировании аукционной документации нарушения не явились причиной признания заявок не соответствующими документации, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат осуществления закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГКУ Дирекция Департамента образования города Москвы обоснованной в части неправомерного требования к используемым при выполнении работ товаров по п. "Материал рулонный кровельный тип 1" п. "материал рулонный кровельный, тип 2".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на законные права и интересы Заявителя.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: А.В. Гордуз
Члены комиссии Д.С. Бруев
А.Г. Абегян
Исп. Абегян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 сентября 2015 г. N 2-57-8510/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2015