Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 сентября 2015 г. N 2-57-8499/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 81 ДЗМ": Степаненко В.Н.,
ООО "Фэзера": Романченко Т.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Фэзера" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 81 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем телефонизации зданий ГБУЗ "ГКБ N 81 ДЗМ" (Закупка N 0373200001315000297) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к материалам, не являющимся объектом закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
1. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Приложения N1 Заказчиком установлены требования к таким материалам как: п.12 "Краски масляные, темно-желтые", п.13 "Краски масляные, зеленые", п.14 "Краски масляные, желто-зеленые", п.15 "Краски масляные, светло серо-зеленые", п.16 "Краски масляные, оранжевато-бежевые", п.17 "Краски масляные, красно-коричневые", п.18 "Краски масляные, бежевые", п.26 "Краски масляные, фисташковые", п.27 "Краски масляные, голубые", п.28 "Краски масляные, синие", п.29 "Краски масляные, светло-голубые", п.38 "Краски масляные, темно-серые", п.39 "Краски масляные, светло-серые", п.40 "Краски масляные, розово-бежевые", п.41 "Краски масляные, коричневые", п.49 "Краски масляные, светло-бежевые", п.51 "Краски масляные, вишневые", п.52 "Краски масляные, красные", п.53 "Краски масляные, кремовые", п.1 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная синяя", п.2 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная красная", п.3 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная желтая", п.30 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная зеленая", п.31 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная черная", п.4 "Шурупы с потайной головкой. Тип 1", п.5 "Шурупы с потайной головкой. Тип 2", п.6 "Шурупы с потайной головкой. Тип 3", п.7 "Шурупы с потайной головкой. Тип 4", п.8 "Шурупы с потайной головкой. Тип 5", п.19 "Шурупы с потайной головкой. Тип 6".
Согласно доводам Заявителя указанные товары отсутствуют в расчете начальной (максимальной) цены контракта, таким образом характеристики данных товаров не могут быть указаны в заявке, а также не являются предметом закупки.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что все товары и материалы, указные в Форме 2 предусмотренны аукционной документацией.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации присутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, сформированное методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а именно, в составе аукционной документации содержится техническая часть аукционной документации согласно которой установлены объемы работ, а также количество товара используемого при оказании услуг, в которой предусмотрены вышеуказанные товары по позициям п.12 "Краски масляные, темно-желтые", п.13 "Краски масляные, зеленые", п.14 "Краски масляные, желто-зеленые", п.15 "Краски масляные, светло серо-зеленые", п.16 "Краски масляные, оранжевато-бежевые", п.17 "Краски масляные, красно-коричневые", п.18 "Краски масляные, бежевые", п.26 "Краски масляные, фисташковые", п.27 "Краски масляные, голубые", п.28 "Краски масляные, синие", п.29 "Краски масляные, светло-голубые", п.38 "Краски масляные, темно-серые", п.39 "Краски масляные, светло-серые", п.40 "Краски масляные, розово-бежевые", п.41 "Краски масляные, коричневые", п.49 "Краски масляные, светло-бежевые", п.51 "Краски масляные, вишневые", п.52 "Краски масляные, красные", п.53 "Краски масляные, кремовые", п.1 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная синяя", п.2 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная красная", п.3 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная желтая", п.30 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная зеленая", п.31 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная черная", п.4 "Шурупы с потайной головкой. Тип 1", п.5 "Шурупы с потайной головкой. Тип 2", п.6 "Шурупы с потайной головкой. Тип 3", п.7 "Шурупы с потайной головкой. Тип 4", п.8 "Шурупы с потайной головкой. Тип 5", п.19 "Шурупы с потайной головкой. Тип 6", Формы 2, используемые при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные товары заложены в стоимость работ, предусмотренных методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а также используются при оказании услуг являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления в Форме 2 требований к вышеуказанным товарам которые, по мнению заявителя не используются при выполнении работ, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе подано 10 заявок, 8 из которых допущены к аукциону, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в приложении к Техническому заданию (Форма 2) вместо соответствия ГОСТ эти требования к используемым при выполнении работ товарам установлены с параметрами эквивалентности с целью запутать участников закупки, а также в Форме 2 требования к товарам установлены без использования числовых значений характеристик, так, например, по по п. 22 "Грунтовка глубокопроникающая" установлено требование Минимальная
температура применения: не должна превышать плюс пять °С, что, по мнению Заявителя, препятствует заполнению заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в техническом задании аукционной документации установлено требование о соответствии нормативным документам, а также государственным стандартам, а именно: "ГОСТ 9.303-84; ГОСТ 16214-86; ГОСТ 10503-71; ГОСТ Р 51999-2002; ГОСТ 27017-86; ГОСТ 11371-78; ГОСТ 1145-80; ГОСТ 18123-82; ГОСТ 21930-76; ГОСТ 19111-2001; ГОСТ 30884-2003; ГОСТ 27017-86; ГОСТ 1147-80; ГОСТ 7805-70; ГОСТ 5927-70; ГОСТ 3134-78; ГОСТ 19113-84; ГОСТ 28013-98; ГОСТ 19034-82 ГОСТ 17474-80" которыми должен руководствоваться участник закупки при заполнении первой части заявки на участие в аукционе, при этом представитель Заказчика пояснил, что
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы и подтверждающих невозможность сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком нарушен порядок разъяснения положений аукционной документации.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно размещенному на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Zakupki.gov.ru ответу на запросу о разъяснении положений аукционной документации Ответ на запрос 297-1 (телефония):
"Текст запроса:
1. В приложении к Техническому заданию "Форма 2" все позиции материалов не являются предметом закупки, они относятся к расходным материалам, в дальнейшем не остаются в собственности заказчика. В собственности заказчика остаются только те материалы, которые заносятся на баланс предприятия после подписания сторонами акта сдачи-приемки услуг (согласно проекту договора, приложенного к аукционной документации).
Следовательно, Заказчик не имеет права предъявлять требования к материалам, являющимся расходными и не являющимся предметом закупки.
Считаем, что согласно всему вышеперечисленному, требования в каждом пункте завышены и существуют для введения в заблуждения участника закупки и последующего отклонения первой части заявки, что противоречит ФЗ-44.
Просим обосновать включение данных позиций в форму 2 либо исключить их из формы 2.
2. В технической части документации об электронном аукционе в п. 7.1. "Объем услуг" присутствуют "автоматическая телефонная станция", "аналоговые телефонные аппараты". Просьба уточнить модель, торговую марку и производителя указанного оборудования, подлежащих техническому обслуживанию.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком отсутствует ответ запрос разъяснений положений аукционной документации, а именно: "В технической части документации об электронном аукционе в п. 7.1. "Объем услуг" присутствуют "автоматическая телефонная станция", "аналоговые телефонные аппараты". Просьба уточнить модель, торговую марку и производителя указанного оборудования, подлежащих техническому обслуживанию".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в нарушение положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе дан неполный ответ на разъяснения положений аукционной документации по поданному Заявителем запросу.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе подано 10 заявок, 8 из которых допущены к аукциону, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат осуществления закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Фэзера" на действия ГБУЗ "ГКБ N 81 ДЗМ" обоснованной в части нарушения Заказчиком порядка разъяснения положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдать, так как выявленное нарушение не повлияло на определение поставщика.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии И.С. Максимов
А.Г. Абегян
Исп. Максимов И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 сентября 2015 г. N 2-57-8499/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2015