Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 сентября 2015 г. N 2-57-7475/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГКУ города Москвы "Дирекция по строительству, реконструкции и эксплуатации спортивных зданий и сооружений" Департамента физической культуры и спорта города Москвы: Борзовой Е.И.,
при участии представителя ООО "Паллада": Амежнова С.К.,
рассмотрев жалобу ООО "Паллада" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по строительству, реконструкции и эксплуатации спортивных зданий и сооружений" Департамента физической культуры и спорта города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнения работ по устройству (дооборудованию) модульной конструкции детского бассейна (Закупка N 0373200068615000274) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, нарушений Заказчика при определении начальной (максимальной) цены контракта, а также в размещении в неверном расчете начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 31.08.2015 NМГ/34730 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя в расчете начальной (максимальной) цены контракта, размещенном в аукционной документации Заказчика, указана стоимость выполнения работ, не соответствующая общей сумме работ, указанных в сметах, составленных при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в аукционной документации должно содержаться наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что начальная (максимальная) цена контракта составлена Заказчика путем умножения общей стоимости выполнения работ, полученной при формировании сметных расчетов на коэффициент 1,4%, применяемого для строительных и монтажных работ, и на коэффициент 2%, применяемого для учета непредвиденных затрат по всем видам затрат, которые необходимо учитывать при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, а именно свидетельствующих о неверном обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены следующие неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации:
- по п. 1 "Смеси сухие (клей плиточный)" установлено требование "Прочность сцепления затвердевших растворов с бетонным основанием (адгезия): должна быть не Менее 0,25 МПа", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия", согласно которому прочность сцепления затвердевших клеевых растворов должна быть не Менее 0,5 МПа;
- по п. 2 "Смеси сухие" установлены требования "Смеси несущие или выравнивающие", "Прочность сцепления затвердевших растворов с бетонным основанием (адгезия) в возрасте 28 сут.: не Менее 0,25 МПа", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31358-2007 Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем. Технические условия", согласно которому прочность сцепления затвердевших растворов с бетонным основанием (адгезия) в возрасте 28 сут. выравнивающих смесей должна быть не менее 0,6 МПа, несущих смесей 0,75 МПа;
- по п. 6 "Винты" установлены требования "Номинальный диаметр резьбы: до 6 мм", "Внутренний диаметр резьбы: до 5,6 мм", "Глубина слоя химико-термической обработки: до 0,23 мм", при этом в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "При указании минимальных и максимальных границ диапазонов возможных значений с предлогами "от" и "до" границы включаются в диапазоны возможных значений", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 10618-80 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия", согласно которому внутренний диаметр винтов с номинальным диаметром резьбы 6 мм не может быть больше 4,9 мм, а также глубина слоя химико-термической обработки винтов с указанным номинальным диаметром резьбы не может превышать 0,18 мм;
- по п. 11 "Шурупы" установлены требования "Длина должна быть 20 и 60 мм", "Диаметр резьбы должен быть 5 и 6 мм", "Масса до 21,52 г", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", согласно которому масса
- по п. 27 "Замок" установлены требования "Класс замка: до 4", "Охранные свойства замка: нормальные или повышенные", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 5089-2011 "Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия", согласно которому замки с нормальными охранными свойствами относятся ко второму классу, замки с повышенными свойствами относятся к третьему классу;
- по п. 28 "Гвозди" установлены требования "Диаметр стержня: до 4,0 мм", "Длина гвоздя: до 90 мм", при этом в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "При указании минимальных и максимальных границ диапазонов возможных значений с предлогами "от" и "до" границы включаются в диапазоны возможных значений", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", согласно которому диаметр стержня гвоздей длиной не превышающей 90 мм должен быть не более 3,5 мм;
- по п. 32 "Песок" установлены требования "Тип песка: из отсевов дробления или природный", "Группа крупности: очень крупный или крупный или средний или мелкий", "Модуль крупности песка: более 1,0", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные от отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия", ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", согласно которому модуль крупности мелкого песка должен быть не менее 1,5;
- по п. 39 "Ксилол" установлено требование "Температура самовоспламенения и вспышки в закрытом тигле: не Менее 23 °С", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9410-78 "Ксилол нефтяной. Технические условия", согласно которому температура самовоспламенения ксилола должна быть выше 450°С;
- по п. 47 "Резина" установлены требования "Марка: ТМКШ, или ЛМС", "Твердость до 90 ед. Шора А", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия", согласно которому твердость резины марок ТМКШ или ЛМС должна быть не более 85 ед. Шора А".
Таким образом Заказчиком установлены требования к товарам, противоречащие положениям ГОСТ, требование о соответствии товаров которым установлены в аукционной документации, что может вводить участников закупки в заблуждение и привести к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком по п. 9 "Растворы цементно-известковые" установлены противоречивые требования: "Назначение растворов: должны быть кладочные", "Содержание щелочей в цементных вяжущих, предназначенных для приготовления штукатурных и облицовочных растворов не должно быть Более 0,6% по массе", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки идентифицировать применяемый материал.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно по п. 11 "Шурупы" неправомерно установлено требование "Длина должна быть 20 и 60 мм", "Диаметр резьбы должен быть 5 и 6 мм", "Масса до 21,52 г", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", поскольку в ГОСТ 1144-80 приведена теоретическая масса 1000 шт. стальных шурупов, при этом единица измерения данной характеристики указана в "кг", что не позволяет участникам закупки при формировании заявки на участие в аукционе определить массу какого количества шурупов необходимо указать в заявке на участие в аукционе, поскольку масса 1 шурупа с диаметром 6 мм, длиной 60 мм должна быть 11,88 г.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований по п. 46 "Сталь листовая оцинкованная": "Толщина покрытия более 10 мкм", "Класс толщины покрытия от 2 до П", "Поверхность оцинкованной стали должна быть чистой со сплошным дифференцированным покрытием", при этом Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия", согласно которому при
изготовлении стали с дифференцированным покрытием толщина его на одной стороне листа должна соответствовать 2-му классу, а на другой стороне - классу П (для листов) или классу 1, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить толщина покрытия какой стороны стали оцинкованной необходимо указать при формировании заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлены вышеуказанные требования к товарам п. 9 "Растворы цементно-известковые", 11 "Шурупы", 46 "Сталь листовая оцинкованная" а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных показателей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам п. 1 "Смеси сухие (клей плиточный)", п. 2 "Смеси сухие", п. 6 "Винты", п. 9 "Растворы цементно-известковые", п. 11 "Шурупы", п. 27 "Замок", п. 28 "Гвозди", п. 32 "Песок", п. 39 "Ксилол", п. 46 "Сталь листовая оцинкованная", п. 47 "Резина" составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены следующие требования к товарам:
- по п. 4 "Грунтовка" установлены следующие требования "Массовая доля в диапазоне нелетучих веществ более 27 %", "Условная вязкость при температуре (20,0_0,5) °С по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм более 13 с", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ Р 52020-2003 "Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия", согласно которому массовая доля нелетучих веществ для грунтовки составляет не менее 28%, условная вязкость не менее 14 с.;
- по п. 39 "Ксилол" установлено требование "Температура вспышки: более 23 °С", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 9410-78 "Ксилол нефтяной. Технические условия", согласно которому температура вспышки ксилола должна быть не ниже 23°С.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, в частности, свидетельствующих о несоответствии вышеуказанных характеристик товаров "Грунтовка" и "Ксилол" ГОСТ, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Паллада" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по строительству, реконструкции и эксплуатации спортивных зданий и сооружений" Департамента физической культуры и спорта города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 1 "Смеси сухие (клей плиточный)", п. 2 "Смеси сухие", п. 6 "Винты", п. 9 "Растворы цементно-известковые", п. 11 "Шурупы", п. 27 "Замок", п. 28 "Гвозди", п. 32 "Песок", п. 39 "Ксилол", п. 46 "Сталь листовая оцинкованная", п. 47 "Резина", используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 сентября 2015 г. N 2-57-7475/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2015