Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 3 сентября 2015 г. N 96
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС по КЧР) в составе:
Председателя Комиссии - Г.П. Авраховой - ВрИО руководителя управления;
Членов Комиссии - Д. М. Карасовой - зам. нач. отдела контроля закупок и рекламы;
- Р.Х.Туркменовой - гл. спец. -эксперта отдела контроля закупок и рекламы;
- И.Р. Ахба - спец. - эксперта отдела контроля закупок и рекламы;
- Ф.А. Кубановой - спец. 2 разряда отдела контроля закупок и рекламы;
в присутствии от Заявителя - ОАО "Авиация и прикладная экология" (адрес: г. Москва, ул. Новопоселковая, д. 6 стр. 6, далее Заявитель) Смаглюка Г.Ю., в присутствии представителей от Заказчика - Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики Туркменовой М.Д., Лайпанова А.Х., (далее - Заказчик) в присутствии от Уполномоченного органа - Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок Боташевой Л.С. (далее - Уполномоченный орган), рассмотрев жалобу Заявителя на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа и действия Заказчика, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение работ по исполнению комплекса землеустроительных и картографических мероприятий для обеспечения установления границы между субъектами РФ, КЧР и КБР (номер извещения на официальном сайте zakupki.gov.ru N0179200001915000583) и в результате осуществления внеплановой поверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (далее - Карачаево - Черкесское УФАС) 27.08.2015г. поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа и действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по исполнению комплекса землеустроительных и картографических мероприятий для обеспечения установления границы между субъектами РФ, КЧР и КБР (извещение на официальном сайте zakupki.gov.ru под N0179200001915000583 от 28.07.2015г.), начальная (максимальная) цена контракта 5 498 199 (пять миллионов четыреста девяносто восемь тысяч сто девяносто девять) рублей. Конкурсная документация утверждена министром имущественных и земельных отношений КЧР Гордиенко Е.А. Контрактный управляющий по данной закупке - Лайпанов А.Х. назначен приказом от 10.02.2014г. N20-л. Приказом Управления КЧР в сфере закупок от 03.07.2015г. N540 создана конкурсная комиссия в составе: Чотчаева А.М., Эртуева К.Б., Гордиенко Е.А., Байрамуковой М.А., Байкулова Ш.Х. для проведения указанного открытого конкурса. Положение о конкурсной комиссии утверждено приказом Управления КЧР в сфере закупок N78 от 30.12.2014г.
По мнению Заявителя в нарушение части 8 статьи 53 Закона N44-ФЗ конкурсная комиссия признала победителем лицо, не предложившее лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Заявитель обращает внимание, что при практически одинаковом подходе к выполнению работ со стороны обоих участников конкурсная комиссия, оценивая критерии "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", "методология и технология выполнения работ", присвоила ООО "Земля и право" балл, в 10 раз превышающий балл Заявителя. Данная ситуация стала возможной, по мнению заявителя, из-за принятой организатором конкурса необъективной методики оценки предложений участников по данному критерию, позволяющей "отсеивать нежелательные организации". Также Заявитель предложил цену контракта на 20 процентов ниже, чем второй участник. При таких обстоятельствах Заявитель полагает, что оценка заявок была проведена необъективно и необоснованно, а заключение контракта с ООО "Земля и право" может причинить ущерб бюджету КЧР в размере свыше 900 тысяч рублей.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, не согласились с доводами заявителя, и считают решение конкурсной комиссии законным и обоснованным. В своих возражениях указали, что комиссия УФАС по КЧР не полномочна проверять результаты оценки заявок участников закупки по критериям, установленным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона N44-ФЗ. Также пояснили, что методика оценки заявок соответствует требованиям Закона N44-ФЗ и позволяет выявить наилучшее предложение с учетом качественного выполнения работ. При этом также указали, что Заявитель мог получить разъяснения положений документации, в случае возникновения вопросов по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" показателя "методология и технология выполнения работ", но Заявитель не воспользовался таким правом. Кроме этого Заявитель мог обжаловать положения документации до окончания срока подачи заявок, а не на стадии определения победителя. Для Заказчика важен срок и качество выполнения работ.
Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и на основании проведенной внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 12.08.2015 заявки поступили от 2 участников ОАО "Авиация и прикладная экология" и ООО "Земля и право". Конкурсная комиссия допустила участников к участию в конкурсе и приняла решение признать победителем конкурса ООО "Земля и право" с суммарным количеством баллов (89,54), второй номер был присвоен ОАО "Авиация и прикладная экология" с суммарным количеством баллов (64,0) (Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 17.08.2015г).
1. По мнению Заявителя по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" конкурсная комиссия необоснованно присвоила ООО "Земля и право" балл, в 10 раз превышающий балл Заявителя.
По данному доводу жалобы комиссия УФАС по КЧР с учетом требований ч. 12 ст. 99 не проводит проверку оценки заявок участников закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", установленному п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ.
2. Далее заявитель указывает, что вышеуказанная ситуация возникла из-за принятой организатором конкурса необъективной методики оценки предложений участников по данному критерию.
Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона N44-Фз конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом N44-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона N44-ФЗ на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержаться лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона N44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Правила).
При этом согласно п. 3 Правил, оценка заявок - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1) Цена контракта - значимость 60%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость 40%.
В п.6.2.2 информационной карты документации указано, что в отношении критерия "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" устанавливается подкритерий (показатель) "Методология и технология выполнения работ (в свободной форме)". Оценивается соответствие описания участником закупки выполняемых работ, их качественных характеристик ( предложения о качестве работ), требованиям, изложенным в документации, т.е. подробное описание последовательности и порядка выполнения работ, детализация и проработка организационно-технических предложений, методы и способы организации работы, обоснованность необходимых для выполнения работ трудовых и финансовых ресурсов, инженерно-технического персонала и других специалистов, предложения по контролю качества за выполненными работами, предложения по организации взаимодействия с заказчиком по предмету конкурса:
Максимальное значение - 100 баллов, из них:
- необоснованно - значение оценки в баллах -1;
- частично обоснованно - значение оценки в баллах - 10;
- достаточно обоснованно - значение оценки в баллах - 100.
Для оценки заявок по данному критерию каждой заявке по подкритерию (показателю) "Методология и технология выполнения работ (в свободной форме)" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю. Рейтинг заявки по указанному критерию - это оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по данному критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия.
Изучив методику оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Комиссия УФАС по КЧР пришла к выводу о том, что нечеткость и размытость значений оценки: "необоснованно", "частично обоснованно", "достаточно обоснованно", позволяет конкурсной комиссии достаточно произвольно присваивать баллы по этому критерию. Кроме этого описание методологии и технологии выполнения работ (в свободной форме) без надлежащего документального подтверждения представленной информации не может выявить наилучшее предложение. При этом Заказчик не указал какие документы необходимо представлять в подтверждение качества работ для оценки по данному критерию.
В связи с вышеизложенным, Комиссия УФАС по КЧР считает, что установленный порядок оценки заявок по данному критерию не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию оценки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают п. 9 ч.1 ст. 50 Закона N44-ФЗ.
3. Комиссией УФАС по КЧР при проведении внеплановой проверкой также были установлены следующие нарушения:
1) В документации в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона N44-ФЗ отсутствует инструкция по заполнению заявки;
2) В документации в нарушение п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона N44-ФЗ отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации;
3) Статья 34 Закона N44-ФЗ содержит обязательные требования к контракту, заключаемому по итогам закупок. В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик представляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Такие случаи и порядок определены Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). В нарушение указанной нормы закона Заказчиком в проекте контракта не установлена возможность предоставления такой отсрочки.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона N44-ФЗ контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в едной информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 17.08.2015г, размещен Заказчиком 18.08.2015г. Контракт размещенный на Официальном сайте заключен 27.08.2015г. Таким образом, действия Заказчика, заключившего контракт ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают положения ч. 2 ст. 54 Закона N44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования ч. 2 ст. 54, ч. 6.1 ст. 34, п.п. 4, 8, 9 ч. 1 ст. 50 Закона N44-ФЗ.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений Законодательства РФ о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Обратиться в суд с иском о расторжении контракта и признании сделки недействительной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.П. Аврахова
Члены Комиссии Д.М. Карасова
Р.Х. Туркменова
И.Р. Ахба
Ф.А. Кубанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 3 сентября 2015 г. N 96
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015