Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 сентября 2015 г. N 04-01|234-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - представитель Уполномоченного органа,
<_.> - представитель Заказчика,
<_.> - представитель Заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (г.Оренбург) на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" (г.Салехард) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ Удача г. Салехард" (закупка N 0190300002115000334),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения аукционной документации N 0190300002115000334 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ Удача г. Салехард".
Заказчик - МКУ "Управление капитального строительства" (г.Салехард).
НМЦ контракта 150 693 451.00 рублей.
По мнению Заявителя:
1. В пункте 10 Технического задания "Требования к поставляемым товарам, применяемым материалам и оборудованию" указание на нормы ТУ на данный вид товаров является нарушением положений Федерального закона о контрактной системе.
2. В документации о закупке в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не включено обязательное требование о том, что участник закупки не является оффшорной компанией.
3. В проекте контракта описаны права и обязанности Заказчика, но при этом установлены только обязанности Подрядчика.
4. В пункте 9.2 проекта контракта некорректно установлен гарантийный срок.
5. Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 устанавливает различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта, при этом цена контракта на момент подготовки проекта контракта, прикладываемого к документации о закупке, заказчику неизвестна. В проекте контракта должна содержаться информация о всевозможных значениях размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, однако она отсутствует.
6. В проекте контракта отсутствует формула расчеты неустойки согласно постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Дата и время окончания подачи заявок - 14.09.2015 09:00.
Жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения аукционной документации N 0190300002115000334 поступила в Ямало-Ненецкое УФАС России 11.09.2015.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, регулирующей порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 5.6 Информационной карты "Требование о необходимости указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе информации, о товаре, используемом для выполнения работ":
"согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе".
Между тем, исходя из Технического задания, проектной документации Участник аукциона в первой части заявки должен указать согласие на выполнение работ и сведения о строительных материалах, изделиях, конструкциях, оборудовании, которые будут применяться при выполнении работ, в соответствии с требованиями установленными в пункте 10 Технического задания.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье. Согласно положениям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения), а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из положений рассматриваемой аукционной документации (проектная документация, техническое задание) работы по муниципальному контракту будут выполняться с использованием материалов и оборудования поставщика. Между тем, аукционная документация не содержит вышеуказанные показатели к используемому материалу и оборудованию.
Исходя из сведений пункта 2 раздела "Информационная карта" аукционной документации, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что Требования к поставляемым товарам, применяемым материалам и оборудованию установлены пунктом 10 Технического задания:
1. Поставляемые материалы и оборудование должны иметь технические характеристики, функциональные возможности, качество оборудования и комплектацию согласно проекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г. Салехард"
2. Качество работ, материалов и оборудования должно соответствовать нормам ГОСТ, ТУ и иной нормативно-технической документации на данный вид товаров и подтверждаться соответствующим сертификатом, выданным производителем.
3. Поставляемые товары, материалы и оборудование должны соответствовать нормам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, а также требованиям государственных стандартов, технических регламентов и применимо в условиях климатического подрайона.
4. Гарантийный срок на применяемые материалы и оборудование должен составлять не менее 60 месяцев, но не менее срока, установленного производителем.
5. Применяемые материалы и оборудование должны отвечать требованиям, предъявляемым в климатической 1Г зоне.
Рассматриваемый раздел документации не содержит в себе указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Вместе с этим, рассматриваемый раздел аукционной документации не содержит так же и максимальные и минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров. При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Также Комиссией были приняты во внимание следующие пояснения заказчика.
Согласно п. 3.1. ГОСТа 2.114-95 на Технические условия (далее по тексту - ГОСТ), ТУ является техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
В соответствии с п. 3.4 ГОСТа любой завод вправе установить свои ТУ, если они не противоречат обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию.
Таким образом, описание требований к поставляемым товарам, применяемым материалам и оборудованию не содержат ссылку на конкретного производителя, и указание на ТУ не противоречит закону о контрактной системе.
Подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что указание на нормы ТУ в аукционной документации нарушают положения Закона о контрактной системе, создают одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекут за собой ограничение количества участников закупки.
В данной части доводы жалобы необоснованны.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ введен пункт 10 в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- участник закупки не является офшорной компанией".
Начало действия Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ - 13.08.2015.
Извещение о проведении электронного аукциона N0190300002115000334 -от 20.08.2015. Изменения извещения о проведении электронного аукциона NИИ1 - от 27.08.2015.
Представитель уполномоченного органа подтвердил, что данное требование не включено в аукционную документацию. Между тем, согласно доводам Уполномоченного органа, в силу части 5 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При подготовке и размещении в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки на 27.08.2015 г., оператором не предоставлена возможность в разделе "Требование к участникам закупки" установить требования в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и на сегодняшний день такая возможность не представлена.
В целях единообразия формирования извещения и документации о закупке требование к участнику закупки о том, что он не является оффшорной компанией не установлено. Согласно части 8.1. статьи 31. Федерального закона N 44-ФЗ, оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.
В соответствии с частью ч. 9 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
При заключении контракта заказчиком будет произведена проверка победителя аукциона на соответствие требованиям, установленным в части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Проанализировав доводы Уполномоченного органа, Комиссия признает доводы жалобы в данной части обоснованными.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Согласно доводам Заказчика Проект контракта содержит и права, и обязанности обеих сторон. Раздел 6 содержит Обязательства и права Подрядчика в части его подготовки и обеспечению выполнения работ на объекте. И включает не только обязанности, но и права (в частности п.6.5 - право Подрядчика на привлечение субподрядчиков.)
Что касается остальных прав Подрядчика, то они предусмотрены и в других разделах контракта (к примеру, в разделах 7,10,11,12
П. 7.16. право Подрядчика досрочно выполнить работы
П. 10.2 - право Подрядчика о требовании уплаты неустойки, штрафа Заказчиком
П. 11.14- права подрядчика на досрочное расторжение контракта
П. 11.21 - право Подрядчика на поставку материалов, оборудования, улучшенного качества
П. 12.6 -права Подрядчика на предоставление заказчику обеспечения исполнения контракта, уменьшенное на размер выполнения обязательств, и.т.д.
Между тем, Заказчиком не учтено следующее.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
В соответствии с письмом Федерального казначейства от 19 мая 2015 г. N 07-04-05/09-319 "О направлении обзора решений контрольных органов в сфере закупок" надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта всех возможных значений размеров штрафа, предусмотренных Правилами, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, с указанием, что фиксированная сумма штрафа в соответствии с требованиями Положениями Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" будет указана заказчиком при заполнении проекта контракта в зависимости от его окончательной цены.
Также необходимо прописывать в контрактах порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в строгом соответствии с Правилами (пункты 6 - 8).
Ссылка на Правила, приведенная Заказчиком в проекте контракта, без приведения в проекте контракта соответствующего порядка расчета пени является недостаточной и влечет за собой привлечение заказчика к административной ответственности.
Таким образом, Заказчиком в проекте муниципального контракта аукционной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы в данной части признаются обоснованными.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 02-02-04/63862 Федеральным законом N 44-ФЗ не установлена обязанность при заключении контракта прописывать в нем формулу расчета неустойки. При этом согласно части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Между тем, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является ФАС России (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации").
Раздел 10 проекта контракта (п. 10.6. п. 10.3) содержит следующие ссылки "штраф (неустойка) определяется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г. N 1063".
По мнению ФАС России, ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не предусматривают возможности согласовать условие о неустойке указанным способом. Включение в проект контракта такого условия свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиком обязанности по установлению неустойки. Ее размер должен быть определен, в частности, путем приведения формул и порядка расчета в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (Письмо ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14).
В данной части доводы жалобы признаются обоснованными.
Согласно части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 3.1. проекта рассматриваемого муниципального заказа работы по контракту выполняются в соответствии с графиком производства работ (Приложение 4), Срок начала работ - с момента подписания контракта, срок окончания работ - 31.03.2017.
Исходя из вышеизложенного, положения постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 196 не распространяются на данную закупку.
Доводы жалобы в данной части необоснованны.
В соответствии с пунктом 9.2 проекта контракта "Срок гарантийной эксплуатации на выполненные Подрядчиком работы устанавливается не менее 60 месяцев от даты подписания Сторонами акта приемки завершенных работ, кроме того, на оборудование - не менее срока, указанного производителем".
Заявитель считает, что установление требования к гарантийному сроку в такой форме неправомерно.
Гарантийный срок - срок, в течение которого поставщик обязуется обеспечить соответствие качества товара условиям договора и несет ответственность перед покупателем за выявленные недостатки товара (п. 2 ст. 470, п. 3 ст. 477 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ стороны вправе определить любой срок действия гарантии качества, так как закон не устанавливает ограничений по его продолжительности.
Комиссия признает доводы жалобы в данной части необоснованными.
В соответствии с частями 2-4 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурс
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки определены пунктом 5.7 Информационной карты:
- наличие свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с предметом контракта, являющихся предметом торгов;
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
ФАС России и Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлено совместное письмо от 28.082015 (N 23275-ЕЕ/Д28и и АЦ/45739/15) "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям":
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99.
Проанализировав доводы жалобы, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 10 ч. 1 ст. 31, ч.ч. 1, 2 ст. 33, ст. 34, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при подготовке аукционной документации N 0190300002115000334 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ Удача г. Салехард", что образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (г. Оренбург) на положения аукционной документации N 0190300002115000334 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ Удача г. Салехард" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства" (г. Салехард) нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 31, ч.ч. 1, 2 ст. 33, ст. 34, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица - <_>, утвердившего аукционной документации N 0190300002115000334.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 сентября 2015 г. N 04-01|234-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2015