Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 15 октября 2015 г. N 235
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев в двух заседаниях (14.10.2015, после перерыва 15.10.2015) жалобу ООО "Альтернатива" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ "ЦМТО" при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для нужд ГУЗ "Шилкинская ЦРБ" (реестровый номер N 0891200000315006012),
в присутствии представителей уполномоченного учреждения - директора учреждения Ванюрского Д.О., Здорова А.В. (доверенность от 28.07.2015 N16), Матвеева А.В. (доверенность от 07.09.2015 N11), Короткова А.В. (доверенность от 07.07.2015 N12); приглашенного специалиста - врача (сертификат по специальности анастезиология-реаниматология), к.м.н. Громова П.В.,
в отсутствие представителей заказчика и заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
08 октября 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Альтернатива" на действия членов аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ "ЦМТО" при отклонении заявки общества от участия в аукционе на поставку расходного материала (реестровый N 0891200000315006012).
Заявителем в доводах жалобы указано, что заявка общества отклонена неправомерно. В протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.10.2015 указано, что ООО "Альтернатива" представлена информация, несоответствующая требованиям аукционной документации.
В разделе 1 аукционной документации приведена Инструкция по заполнению заявки и значения символов, используемых в описании объекта закупки. В указанной инструкции относительно символа "или" указано следующее: по тем позициям характеристик, в которых использовано слово "или" участник обязан выбрать одно из значений, соответствующее предлагаемому им товару.
В разделе 21 документации аукциона (Наименование, описание объекта закупки и количество товара) по первой позиции (контур дыхательный) указаны следующие характеристики:
"Контур анестезиологический, длина 120 см, диаметр 15 мм, линия вдоха и линия выдоха, трубка усилена внешними кольцами, а внутренняя поверхность при этом абсолютно гладкая, диаметр контура остается неизменным независимо от радиуса его изгиба, трубка полностью прозрачна, Разъемы со стороны аппарата 22 Flex эластичные, Y-образный тройник с разъемами 22М/15F без портов для соединения с угловым коннектором или эндотрахеальной трубкой. Дополнительный контур длиной 120 см с разъемом 22 Flex, резервный мешок объемом 1 литр с разъемом 22M/19F. Индивидуально упаковано. Стерильно".
ООО "Альтернатива" в заявке на участие в электронном аукционе указало характеристики товара, предлагаемого к поставке, в соответствии с описанием объекта закупки и количества товара.
По мнению заявителя, по позиции 1 документации и заявки - символ "или" применялся не в качестве разделительного союза, а для того, что бы подчеркнуть тот факт, что порты отсутствуют как для соединения с угловым коннектором, так и эндотрахеальной трубкой. То есть в данном случае какое-либо одно значение, как указано в инструкции, не может быть использовано.
Заявитель считает отклонение заявки неправомерным, просит провести внеплановую проверку и выдать предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.
Представители уполномоченного учреждения пояснили, что заявка рассматривается на соответствие документации с учетом инструкции по её заполнению. Представлены пояснения о необоснованности доводов жалобы, поскольку обязанностью комиссии является проверка соответствия показателей заявок требованиям аукционной документации без оценки положений самой документации. Описание объекта закупки осуществляется государственным заказчиком.
Государственным заказчиком представлены объяснения, в соответствии с которыми участник закупки должен предложить заказчику Y-образный тройник с разъемами 22М/15F без портов для соединения с угловым коннектором либо Y-образный тройник с разъемами 22М/15F без портов для соединения с эндотрахеальной трубкой. Представлено изображение (образец) требуемого товара.
Приглашенным специалистом даны пояснения о некорректности утвержденного технического задания; продемонстрирован контур анестезиологический с линиями вдоха и выдоха, с Y-образным тройником, съемным угловым коннектором. На представленном образце угловой коннектор оснащен портом.
Исходя из пояснений, эндотрахеальная трубка, угловой коннектор соединяется с тройником (с учетом их диаметра и разъема тройника), порт не является связующим звеном или переходником для них, служит для иных целей. Порты могут присутствовать на контуре (на тройнике, угловом коннекторе и проч.) или вовсе отсутствовать.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
23 сентября 2015 года для нужд ГУЗ "Шилкинская ЦРБ" уполномоченным учреждением - ГКУ "ЦМТО" размещен аукцион в электронной форме на поставку расходного материала (реестровый номер N 0891200000315006012).
Начальная (максимальная) цена контракта 276 017,33 рублей.
Наименование, описание объекта закупки и количество товара утверждены в пункте 21 аукционной документации, согласно которому по позиции 1 заказчику требуется:
Наименование товара |
Кол-во |
Единица измерения |
Описание объекта закупки |
Контур дыхательный |
10.00 |
Штука |
Контур анестезиологический, длина 120см, диаметр 15 мм, линия вдоха и линия выдоха, трубка усилена внешними кольцами, а внутренняя поверхность при этом абсолютно гладкая, диаметр контура остается неизменным независимо от радиуса его изгиба, трубка полностью прозрачна, Разъемы со стороны аппарата 22 Flex эластичные, Y-образный тройник с разъемами 22М/15F без портов для соединения с угловым коннектором или эндотрахеальной трубкой. Дополнительный контур длиной 120 см с разъемом 22 Flex, резервный мешок объемом 1 литр с раз.емом 22M/19F. Индивидуально упаковано. Стерильно. |
На участие в аукционе поступило 4 заявки, 3 из которых не допущены к участию в аукционе, аукцион признан несостоявшимся (протокол рассмотрения первых частей заявок от 02.10.2015).
Причиной отклонения заявок является: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации об электронном аукционе: В позиции 1 заявки участника указан показатель Y-образный тройник с разъемами 22М/15F без портов для соединения с угловым коннектором или эндотрахеальной трубкой. В соответствии с п. 1 Инструкции значения символов части 1 аукционной документации. По тем позициям характеристик, в которых использовано слово "или" участник обязан выбрать одно из значений, соответствующее предлагаемому им товару".
Заявка единственного участника - ООО "Вива" признана соответствующей аукционной документации (протокол подведения итогов на участие в электронном аукционе от 02.10.2015).
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения уполномоченного учреждения и специалиста по анастезиологии-реаниматологии, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Довод заявителя о необоснованном отклонении первой части заявки признан Комиссией необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Данная норма отражена в пункте 1 аукционной документации.
Требования к товару установлены в пункте 21 аукционной документации.
Участником закупки в составе первой части заявки по позиции 1 указано "показатель Y-образный тройник с разъемами 22М/15F без портов для соединения с угловым коннектором или эндотрахеальной трубкой", что с учетом инструкции по заполнению заявки не соответствует требованиям аукционной документации.
Законодательство о контрактной системе не наделяет и не дает права членам аукционной комиссии давать оценку установленным заказчиком требованиям на их объективность, обоснованность, совместимость, взаимозаменяемость, то есть комиссия фактически сравнивает показатели, содержащиеся в заявке участника закупки, с требованиями, установленными в техническом задании аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Поскольку, предложенные в заявке ООО "Альтернатива" по названной позиции не соответствует требованиям аукционной документации, Комиссия считает действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения по отклонению заявки правомерными.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии аукционной документацией заявки принимались до 17 часов 00 минут 01 октября 2015 года.
Таким образом, обжалование положений документации возможно до 17 часов 00 минут 01 октября 2015 года.
Жалоба ООО "Альтернатива" направлена в Забайкальское УФАС России 08.10.2015, то есть по истечении предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе срока на обжалование. В связи с указанным, Комиссия неправомочна рассматривать доводы жалобы на положения аукционной документации (в части неверного утверждения инструкции по заполнению заявки), в связи с чем в указанной части рассмотрение жалобы не производится.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В нарушение названной нормы, аукционная документация не содержит объективного, соответствующего в полной мере потребности заказчика, описания объекта закупки по пункту 1 технического задания.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Поскольку порт в дыхательном контуре не служит для соединения с угловым коннектором или эндотрахеальной трубкой, утвержденным техническим заданием и инструкцией по заполнению заявки участники закупки введены в заблуждение, что не позволило членам аукционной комиссии оценить заявки надлежащим образом.
Указанное техническое задание не отвечает потребности лечебного учреждения в дыхательном контуре для оказания медицинской помощи.
Исходя из представленного образца, заказчику требуется контур анестезиологический "..." Y-образный тройник без портов и с разъемами 22М/15F для соединения с угловым коннектором или эндотрахеальной трубкой.
Описание объекта закупки не в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку выявленное нарушение влияет на определение поставщика, в соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выдается предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Альтернатива" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание об аннулировании закупки на поставку расходного материала (реестровый номер N 0891200000315006012) в срок до 23 октября 2015 года.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О. Осипова
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 15 октября 2015 г. N 235
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2015