Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 3 сентября 2015 г. N 197,198,199
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Борисовой В.В. ведущего специалиста этого же отдела,
рассмотрев жалобы ООО "СтройТехгрупп", ООО СК "МНО", ООО "СтройКомплектСити" на нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком -администрацией МР "Борзинский район" при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство автомобильной дороги ст.Соловьевск - с.Соловьевск" в муниципальном районе "Борзинский район" (реестровый N0191300014715000003),
в присутствии представителя заказчика Пляскиной О.А. (доверенность от 03. 09.2015), генерального директора ООО СК "МНО" Егоян М.М., без представителей ООО "СтройТехгрупп" и ООО "СтройКомплектСити" (о времени и месте уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
27 августа 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступили жалобы ООО СК "МНО", ООО "СтройТехгрупп", 28 августа 2015 жалоба ООО "СтройКомплектСити" (направленная ФАС России для рассмотрения по подведомственности) на положения аукционной документации указанного аукциона.
Из жалобы ООО СК "МНО" следует, что заказчиком при описании объекта закупки не установлены требования к используемым материалам, что является нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 64, пунктов 1, пунктов 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из жалобы ООО "Стройтехгрупп" следует, что требования к материалам и конструкциям при выполнении работ содержат указания на технические стандарты, утратившие действие.
Кроме того, в проекте контракта не указано обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, что является нарушением части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Проект контракта не содержит информации о сроках подписания актов скрытых работ.
В проекте контракта не указан срок возврата денежных средств внесенных в качестве исполнения контракта, что является нарушением части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Из жалобы ООО "СтройКомплектСити" следует, что в нарушении части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик не установил обязательные требования к участникам аукциона предусмотренные Постановлением правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 .
Заявители просят обязать заказчика устранить указанные нарушения.
Представитель заказчика пояснила, что на участие в аукционе поступило и допущено 4 заявки. Аукцион состоялся, снижение цены составило более 25%.
Требования к материалам установлены в соответствии с проектной документацией. При описании объекта закупки используемых материалов использовались стандартные показатели, что не противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. ГОСТы указаны в соответствии с проектной документацией.
Закон о контрактной системе не содержит требований о включении в проект информации о сроках подписания актов скрытых работ.
Проект контракта содержит срок возврата денежных средств внесенных в качестве исполнения контракта.
Представитель заказчика полагает, что заказчиком соблюдены все требования законодательства и просит признать жалобы не обоснованными.
В ходе рассмотрения жалоб, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
06.08.2015 заказчиком - администрацией МР "Борзинский район" размещено извещение на проведение аукциона на строительство автомобильной дороги ст. Соловьевск - с. Соловьевск" в муниципальном районе "Борзинский район", одновременно размещена документация об аукционе, которая утверждена и.о. руководителем администрации муниципального района "Борзинского района".
Начальная (максимальная) цена контракта 114897580,00 рублей.
Описание объекта закупки установлены в пункте 21 документации об аукционе.
Требования к используемым материалам установлены в подпункте 4 пункта 21 документации об аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 28.08.2015 на участие в аукционе поступило и допущено на участие в аукционе 4 заявки.
31.08.2015 состоялся аукцион, цена контракта снижена на 25%.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе закрепляет, что заказчик вправе при составлении описания объекта закупки руководствоваться использованием стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Исходя из требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе данные требования устанавливаются с целью определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Установлено, что описание объекта закупки установлены в пункте 21 документации об аукционе.
Требования к используемым материалам установлены в подпункте 4 пункта 21 документации об аукционе.
При описании требований к используемым материалам, заказчик ссылается на конкретные ГОСТы, СНиП.
Комиссия считает, что, установив в аукционной документации требования к материалам со ссылкой на конкретный ГОСТ, заказчик должным образом проинформировал участников закупки о требованиях к товарам, используемым при выполнении работ на стадии исполнения контракта. Исходя из установленных требований, заказчику требуется товар со стандартными показателями.
Таким образом, Комиссия признала доводы заявителя - ООО СК "МНО" необоснованными.
2.В ходе проверки, нашел подтверждение довод заявителя - ООО "Стройтехгрупп", что требования к материалам и конструкциям при выполнении работ содержат указания на технические стандарты, утратившие действие:
- ГОСТ 5686-94 "Грунты. Методы полевых испытаний сваями" (заменен с 01.01.1996);
- ГОСТ 22352-77 "Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения" (утратил силу в РФ с 01.07.1997);
- ГОСТ 1.25-76 "Государственная система стандартизации. Метрологическое обеспечение. Основные положения" (отменен с 19.05.2004);
- ГОСТ Р 12.1.052-97 "Система стандартов безопасности труда. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения" (не действует с 01.09.2015);
- ГОСТ 6666-81 "Камни бортовые из горных пород. Технические условия" (не действует с 01.01.2014);
ГОСТ 24143-80 "Грунты. Методы лабораторного определения характеристик набухания и усадки" (заменен);
ГОСТ 12248-96 "Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости" (заменен).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, КОМИССИИ ПРИШЛА К ВЫВОДУ, ЧТО УКАЗАННЫЕ ЗАКАЗЧИКОМ ТРЕБОВАНИЕ К ИСПОЛЬЗУЕМЫМ МАТЕРИАЛАМ, НЕ НОСЯТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР, ТЕМ САМЫМ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 33 ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ И НАРУШАЮТ пункт 1 части 1 статьи 64 ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ.
3.Не подтвердились доводы заявителя ООО "Стройтехгрупп" в части отсутствия в проекте контракта информации:
-о сроках возраста денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта, ( имеется в пункте 19.1 ),
-об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей (имеется в пункте 3.11).
Также установлено, что Порядок промежуточной приемки выполненных работ содержится в пункте 13 проекта контракта. Поскольку требование к данному порядку Законом о контрактной системе не установлены, Комиссия считает довод заявителя об обязательном включении условия о сроках подписания актов скрытых работ в проект контракта неправомерным.
4.Доводы, изложенные в жалобе ООО "СтройКомплектСити" признаны обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статья 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление), установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1 Постановления.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 Постановления.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления при выполнение работ строительных, включенных в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На заседании Комиссии установлено, что извещение об аукционе содержит следующие сведения: выполнение работ по строительству автомобильной дороги ст.Соловьевск - с.Соловьевск" в муниципальном районе "Борзинский район", код по ОКПД - 45.23.12.120; начальная максимальная цена контракта - 114897580,00 рублей, при этом в документации об аукционе заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам аукциона, что является нарушением части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика не установившего в документации об аукционе дополнительные требования к участникам аукциона, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО СК "МНО" не обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СтройТехгрупп" частично обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "СтройКомплектСити" обоснованной.
4. Признать заказчика - администрацию муниципального района "Борзинский район" нарушившим часть 4 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
6. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
7. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терёшина
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 3 сентября 2015 г. N 197,198,199
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015