Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 5 октября 2015 г. N 223
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Осиповой А.О., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Корчагиной Н.С., специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, рассмотрев жалобу ООО "Читаархпроект" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами котировочной комиссии заказчика ОПФР по Забайкальскому краю) при проведении запроса котировок на разработку проектной документации "Капитальный ремонт здания Отдела ПФР в Балейском районе Забайкальского края" (реестровый N 0291100000415000106),
Жалоба рассматривалась в присутствии представителя заказчика Новоселова О.В. (доверенность от 02.10.2015 N 141), в отсутствии представителей заявителя (о времени и месте извещены должным образом),
УСТАНОВИЛА:
28 сентября 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Читаархпроект", из которой следует, что членами котировочной комиссии заказчика ОПФР по Забайкальскому краю при рассмотрении и оценки заявок на участие в запросе котировок необоснованно отклонили заявку ООО "Читаархпроект".
Заявитель считает, что заявка соответствовала требованиям указанным в извещении о проведении запроса котировок на разработку проектной документации "Капитальный ремонт здания Отдела ПФР в Балейском районе Забайкальского края" (реестровый N 0291100000415000106).
Представитель заказчика не согласился с доводами заявителя и пояснил следующее.
Заявитель ООО ТАМП "Читаархпроект" в своей жалобе указал на то, что Заказчик в нарушение части 4 статьи 78 Закона неправомерно отклонил заявку ООО ТАМП "Читаархпроект".
В части 4 статьи 78 установлено, что в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему. В своем протоколе Заказчик не ссылается на часть 4 статьи 78, а признает Заявку не соответствующей требованиям части 7 статьи 78 Закона N44-ФЗ.
Заявитель ООО ТАМП "Читаархпроект" в своей жалобе указал на то, что Заказчик имеет право требовать от участника запроса котировок предоставления документов предусмотренных частью 3 статьи 78 Закона N 44-ФЗ.
Часть 3 статьи 78 Закона N 44-ФЗ устанавливает порядок вскрытия конвертов на участие в запросе котировок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик в извещении установил требование о соответствии участника пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и Приказу Министерства Регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N624) - Заявка на участие в запросе котировок должна содержать свидетельство о допуске к видам работ по подготовке архитектурных решений. Заявка Участника не содержала свидетельство о допуске к видам работ, в связи с чем, комиссия приняла решение признать Заявку участника закупки не соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, считают доводы заявителя о нарушении требований Закона и законных интересов при рассмотрении и оценки заявок необоснованными, в удовлетворении жалобы отказать.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.
ОПФР по Забайкальскому краю "18" сентября 2015года разместило на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru. запрос котировок на разработку проектной документации "Капитальный ремонт здания Отдела ПФР в Балейском районе Забайкальского края" (реестровый N 0291100000415000106).
Начальная (максимальная) цена контракта 72 200 рублей.
Извещением о проведении запроса котировок цен (пункт 6.2 извещения) установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки свидетельство о допуске к видам работ по подготовке проектной документации и по подготовке архитектурных решений.
Согласно журналу регистрации поступления заявок на участие в конкурентных способах определения поставщиков 23.09.2015 поступило две заявки. Под номером N 1 - ООО ТАМП "Читаархпроект" с ценовым предложением - 72 200 рублей, под номером N 2- ООО "Викор" - с ценовым предложением 67 200 рублей.
25 сентября 2015 года членами котировочной комиссии рассматривались и оценивались поступившие заявки.
Согласно данному протоколу котировочная заявка за номером 1- ООО ТАМП "Читаархпроект" была не допущена на основании части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, а именно не предоставления в составе заявки свидетельство о допуске к видам работ по подготовке проектной документации и по подготовке архитектурных решений.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Согласно части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Положения статьи 31 Закона о контрактной системе распространяются на все осуществляемые заказчиком закупки. В извещении о проведении запроса котировок заказчик обязан устанавливать к участникам в соответствии со всей статьей 31 Закона о контрактной системе, а исчерпывающий перечень документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о требованиях, предъявляемых к участникам запроса котировок.
Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
При этом в состав заявки (часть 3 статьи 78 Закона о контрактной системе) копия лицензии не включена. Согласно части 4 статьи 78 Закона требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 78 Закона о контрактной системе, информации и документов, не допускается. Частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе не предусмотрено отклонение заявки за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.
Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.
Вместе с тем, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом согласно части 9 статьи 31 Закона отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона.
Таким образом, котировочная комиссия и заказчик и при отсутствии в составе заявки копии лицензии вправе проверять ее фактическое наличие иными способами, в том числе путем направления запросов в лицензирующие органы, изучения реестров лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов.
В случае если котировочная комиссия или заказчик выявят несоответствие участника, в том числе победителя запроса котировок, требованию о наличии лицензии, установленному в извещении о проведении запроса котировок, то такой участник должен быть отстранен от участия в запросе котировок или заказчик должен отказаться от заключения контракта с таким участником в порядке, установленном частями 9 и 11 статьи 31 Закона о контрактной.
Необходимо также отметить, что согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки.
На основании изложенного, члены котировочной комиссии ОПФР по Забайкальскому краю при рассмотрении и оценки заявок, нарушили требования части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, а именно отклонили заявку заявителя по иным основаниям.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО ТАМП "Читаархпроект" обоснованной.
2. Признать котировочную комиссию заказчика ОПФР по Забайкальскому краю нарушившей часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику ОПФР по Забайкальском краю, членам котировочной комиссии ОПФР по Забайкальскому краю об устранении выявленных нарушений.
4.Об исполнении предписания сообщить в Забайкальское УФАС России в срок до 13.10.2015.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу для привлечения виновных лиц к административной ответственности по признакам нарушения части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В.Горбунова
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Н.С. Корчагина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 5 октября 2015 г. N 223
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2015