Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 28 сентября 2015 г. N 144-44/02
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<________.>;
Члены Комиссии:
<________.>;
<________.>
В присутствии представителя Заказчика - Министерства здравоохранения Чеченской Республики (364051, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Чехова, 4, далее - Министерство) <________.> (Контрактный управляющий),
В присутствии представителя Уполномоченного органа - Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Грибоедова, 129, далее - Уполномоченный орган Чеченской Республики) Гандалоева Арсена Хизировича (Доверенность N1 от 20.03.2015г.),
В отсутствии надлежаще уведомленных представителей заявителя - <________.> (629000, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Ангальский Мыс, 39, кв. 10, далее - <________.>) письменного ходатайства не представили,
рассмотрев Жалобу <________.> на действия Заказчика - Министерства при проведении процедуры закупки в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования для нужд Министерства здравоохранения Чеченской Республики, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом Чеченской Республики на Общероссийском официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. (далее - Официальный сайт) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке Акционерного Общества "Электронные торговые системы" на сайте www.etp-micex.ru (далее - АО "ЭТС") процедуры закупки в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования для нужд Министерства здравоохранения Чеченской Республики, на начальную (максимальную) цену контракта 17 700 000, 00 рублей (Реестровый номер 0194200000515005770) (далее - Электронный аукцион).
По мнению Приходько О. А., его права нарушены следующими действиями Заказчика - Министерства:
1. Нарушение требований статьи 33, статьи 66 и статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _", в части нарушения порядка описания объекта закупки и установления требований к составу и содержанию заявки на участие в Электронном аукционе с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе _" (в частности установление требований о соответствии поставляемого оборудования, требованиям нормативных правовых актов утративших силу (ГОСТ Р ИСО 10651.1-99), а также установление требований о представлении в составе заявки сведений о производителе и месте происхождения товара).
Приходько О. А., не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителем Заказчика - Министерства и представителем Уполномоченного органа Чеченской Республики на рассмотрение настоящей жалобы, процедура закупки в форме Электронного аукциона проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе _", документация также соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Каких-либо требований ограничивающих количество участников закупки не было установлено.
Документация об Электронном аукционе была разработана и утверждена Заказчиком - Министерством, требования к содержанию и составу заявки на участие в Электронном аукционе установлены пунктом 25 документации об Электронном аукционе и соответствуют требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе _".
При этом, действительно, в техническом задании документации об Электронном аукционе установлены требования о соответствии поставляемого оборудования определенным техническим показателям, в том числе, требования о соответствии ГОСТу Р ИСО 10651.1-99, который утратил силу в связи с введением в силу нового ГОСТа, однако, данные требования никак не ограничивают количество участников закупки, и не могут явиться основанием для признания в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, представитель Заказчика - Министерства просил признать жалобу не обоснованной.
2. Выслушав представителей сторон, исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункта 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе _" извещение о проведении процедуры закупки должно содержать, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом необходимо использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _", извещение о проведении Электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении Электронного аукциона.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения настоящей внеплановой проверки была проанализирована документация об Электронном аукционе, по результатам которого, установлено, что Разделом II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, при этом согласно пункта 3 "Требования к комплектности" Технического задания, оборудование являющееся предметом контракта должно соответствовать, в том числе, требованиям ГОСТу Р ИСО 10651.1-99: Технические требования ИУС 03-2007, который утратил силу 01 июля 2007 года, в связи с введением в силу нового ГОСТа Р 50267.12-2006: Частные требования безопасности к аппаратам искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии ИУС 10-2014, который также утратил силу 01 января 2015 года, в связи с введением нового ГОСТа Р ИСО 80601-2-12-2013: Частные требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к аппаратам искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии.
При этом, согласно статье 10 Федерального закона "О контрактной системе _", Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Таким образом, установление Заказчиком требований о соответствии закупаемого оборудования ГОСТам которые утратили силу еще 8 лет назад, может привести к тому, что Заказчику будет поставлено оборудование, не отвечающее современным требованиям к безопасности и основным функциональным характеристикам, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 и статьи 10 Федерального закона "О контрактной системе _".
Кроме того, согласно пункта 1 "Общие требования" Раздела II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе установлены требования о представлении Общей информации об объекте закупки, в том числе, о необходимости указать "Производителя и страны происхождения".
Однако, согласно части 3 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе _" установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в Электронном аукционе, согласно которой, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на поставку товара, должна содержать согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом, частью 6 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе ..." установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Часть 3 и часть 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе ..." не предполагают возможность установления требований о представлении в составе заявки на участие в аукционе информации о производителе товара являющегося предметом аукциона.
Кроме того, согласно части 3 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При этом, согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об Электронном аукционе, помимо прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _", запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, установление в Технической части документации об Электроном аукционе требований о представлении сведений о производителе поставляемого оборудования противоречит требованиям установленным частью 6 статьи 66, пунктом 2 части 1 статьи 64, частью 3 статьи 33, частью 1 статьи 27 и частью 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе _" в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Согласно пункта 2 Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 02.12.2013г. N375-р "О мерах по реформированию системы закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд Чеченской Республики" (далее - Распоряжение N375), Комитет Правительства Чеченской Республики по государственному заказу определен органом исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Чеченской Республики.
В соответствии с пунктом 5.2. Порядка взаимодействия Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу с государственными и муниципальными заказчиками при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013г. N339 (далее - Порядок взаимодействия), заказчик при осуществлении закупок товара, работы услуги путем проведения конкурсов аукционов в электронной форме не менее чем за десять рабочих дней до планируемой в соответствии с планом-графиком даты размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (извещения о проведении конкурса, аукциона в электронной форме) представляет в уполномоченный орган заявку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в которой содержится, в том числе, утвержденная Заказчиком документация о закупке (конкурсная документация, документация об электронном аукционе), подготовленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке.
Таким образом, действия Заказчика - Министерства по установлению требований о соответствии закупаемого оборудования ГОСТам которые утратили силу еще 8 лет назад, а также по установлению в Технической части документации об Электроном аукционе требований о представлении сведений о производителе поставляемого оборудования противоречит требованиям пункта 1 части 1, части 2 и части 3 статьи 33, статьи 10, части 6 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 27 и части 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 и части 3 статьи 33, статьи 10, части 6 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 27 и части 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе _", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Жалобу <________.> обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика - Министерства здравоохранения Чеченской Республики нарушения требований пункта 1 части 1, части 2 и части 3 статьи 33, статьи 10, части 6 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 27 и части 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. Выдать Заказчику - Министерству здравоохранения Чеченской Республики Предписание об устранении нарушений пункта 1 части 1, части 2 и части 3 статьи 33, статьи 10, части 6 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 27 и части 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _";
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <______>
Члены Комиссии: <______>
<______>
<________.>
(871-2) 22-22-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 28 сентября 2015 г. N 144-44/02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2015