Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 сентября 2015 г. N 574-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Субботиной А.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ГЭК" на действия заказчика при заключении контракта по результатам электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по переводу с котельного электроснабжения на газоснабжение с подводкой газа (извещение N 0369200010114000004) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя ОГБУ "Нагайбакская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - заказчик), действующего на основании приказа N 235 от 14.06.2011, дополнительного соглашения N 5 к трудовому договору N 21 от 21.05.2009;
- представителя ОГБУ "Нагайбакская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", действующего на основании доверенности N 1 от 07.09.2015, приказа N 6-ОП от 09.01.2014, приказа N 2 л/с от 02.02.2010;
- представителя Общества с ограниченной ответственностью "Специализированная организация Южного Урала" (далее - специализированная организация), действующего на основании доверенности N 01 от 12.01.2015;
в отсутствие представителя Администрации Ашинского муниципального района (далее - уполномоченный орган),
в отсутствие представителя ООО "ГЭК" (далее - заявитель, общество), уведомленного о месте, дате и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 02.09.2015 поступила жалоба ООО "ГЭК" на действия заказчика при заключении контракта по результатам электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по переводу с котельного электроснабжения на газоснабжение с подводкой газа (извещение N 0369200010114000004).
Согласно представленным документам ОГБУ "Нагайбакская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" объявило о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования 12.03.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 153 500,00 рублей.
По состоянию на 08.09.2015 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
Доводы жалобы ООО "ГЭК" заключаются в следующем.
По результатам проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по переводу с котельного электроснабжения на газоснабжение с подводкой газа (извещение N 0369200010114000004) ООО "ГЭК" признано победителем закупки.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе 10.04.2014 года ООО "ГЭК" подписан контракт на электронной торговой площадке и представлено обеспечение исполнения контракта.
Между тем, заказчиком в регламентированный срок контракт не подписан, на основании чего ООО "ГЭК" просит обязать заказчика заключить контракт.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и на заседание Комиссии представили письменные пояснения следующего содержания.
Руководствуясь разъяснениями Контрольно-счетной палаты Челябинской области от 02.12.2013 N 700-13/0778, согласно которым не запрещено в отсутствие финансового обеспечения проводить процедуру по объявлению электронного аукциона, объявил электронный аукцион.
На момент заключения контракта денежные средства до заказчика доведены не были, в связи с чем заказчиком контракт не подписан, поскольку частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) заказчику запрещено заключать контракт при отсутствии фактического финансового обеспечения.
ООО "ГЭК" заказчиком в установленные сроки направлено уведомление о невозможности подписания контракта со стороны заказчика, которое направлено в адрес общества посредством электронной почты и заказным письмом с уведомлением о вручении. Ответных писем на указанное уведомление заказчику не поступало.
Кроме того, в связи с принятием Постановления Правительства Челябинской области "О принятии решения о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет субсидий из областного бюджета Областным государственным бюджетным учреждением "Нагайбакская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" капитальных вложений в объект капитального строительства государственной собственности Челябинской области", изменением источников финансирования, открытием лицевого счета по субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности в Министерстве финансов Челябинской области, уменьшением начальной (максимальной) цены контракта 11.08.2015 года заказчиком внесены изменения в план-график, 31.08.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0369200010115000001 на выполнение работ по переводу с котельного электроснабжения на газоснабжение с подводкой газа "Нагайбакской районной ветстанции". Начальная (максимальная) цена контракта по вновь объявленному аукциону составила 931 740, 00 рублей.
Пояснения специализированной организации заключаются в отсутствии возражений по жалобе ООО "ГЭК", поскольку в соответствии с частью 1 статьи 40 Закона о контрактной системе полномочия на подписание контракта на специализированную организацию не возлагаются.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ГЭК" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях, в том числе, БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований БК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 219 БК РФ оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Согласно положениям подпунктов 5 и 11 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением, а также органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных им лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд регламентировано статьей 72 БК РФ.
Согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Статья 6 БК РФ содержит основные понятия, о которых идет речь в части 2 статьи 72 БК РФ.
Так, под бюджетными обязательствами следует понимать расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Под лимитом бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) именуются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Из изложенного следует, что оплачивать товары, работы, услуги по заключенному контракту, а следовательно, и фактически заключать контракт, заказчики могут только при условии наличия лимитов бюджетных обязательств, то есть соответствующего объема денежных средств.
Исходя из материалов дела, заказчик объявил закупку в марте 2014 года, что привело к возникновению у заказчика в апреле того же года обязанности по заключению контракта с ООО "ГЭК", ставшего победителем аукциона.
Из представленных на заседание Комиссии документов и пояснений представителей заказчика следует, что в 2014 году учредителем Областного государственного бюджетного учреждения "Нагайбакская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" - Министерством сельского хозяйства Челябинской области - планировались к выделению заказчику субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Челябинской области в размере 782 600, 00 рублей, что подтверждается Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному учреждению на 2014 год, Уведомлением об изменении бюджетных назначений N 15365 от 03.10.2014.
Однако Дополнительным соглашением от 21.11.2014 к Соглашению от 30.12.2013 N 14/14 между Учредителем и областным государственным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (далее - Соглашение) определено, что изменены График перечисления субсидии и Размер субсидии, которые установлены в приложениях 1 и 2 к Соглашению, при этом указанные приложения не подлежат применению.
Таким образом, согласно пояснениям представителей заказчика указанные документы отражают тот факт, что лимиты бюджетных обязательств до заказчика доведены не были.
Заслушав пояснения заказчика и проанализировав представленные документы, Комиссия приходит к выводу о том, что закупка объявлена заказчиком до фактического доведения лимитов бюджетных обязательств, указанные лимиты не доведены на момент истечения регламентированного срока для подписания контракта заказчиком по результатам аукциона, в результате чего контракт заказчиком не заключен.
На заседание Комиссии представлено письмо заказчика в адрес директора ООО "ГЭК", в котором заказчик уведомляет победителя закупки о невозможности заключить контракт в связи с отсутствием финансирования со ссылкой на положения части 2 статьи 72 БК РФ.
Также заказчиком представлено письмо Контрольно-счетной палаты Челябинской области от 02.12.2013 N 700-13/0778, согласно которому законодательно закрепленные ограничения в части возможности проводить процедуры по объявлению торгов в отсутствие фактического финансового обеспечения отсутствуют.
Вместе с тем, в указанном письме Контрольно-счетной палаты Челябинской области подчеркивается, что заказчик может начинать совершать действия по размещению закупки в отсутствие фактически выделенных лимитов бюджетных обязательств, но таким образом, чтобы к моменту заключения государственного контракта не были нарушены положения части 2 статьи 72 БК РФ.
Вместе с тем, инициировав процедуру определения подрядчика по предмету рассматриваемой закупки в ситуации фактического отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств, заказчик и на момент заключения контракта такими лимитами не обладал, то есть фактически у заказчика отсутствовали денежные средства для оплаты предполагаемого к заключению государственного контракта.
Однако, устанавливая обязанность заказчика в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта подписать проект контракта, Закон о контрактной системе не определяет исключений для случаев отсутствия выделенных лимитов бюджетных обязательств у заказчика.
Таким образом, в нарушение части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчиком не заключен контракт по результатам электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по переводу с котельного электроснабжения на газоснабжение с подводкой газа (извещение N 0369200010114000004).
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения подрядчика, проведенной в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России установила следующее.
2. Согласно пункту 2 части 1статьи 64 Закона о контрактной системе (далее использована редакция Закона о контрактной системе N 3 от 28.12.2013, действовавшая на момент объявления аукциона) документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работ, при выполнении которых используется товар, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие на выполнение работ на условиях документации об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Подпунктом "а" пункта 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если в документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, первая часть заявки должна помимо согласия содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Указанные положения Закона о контрактной системе продублированы заказчиком в пункте 17 Информационной карты документации об аукционе со ссылкой на Приложение N 1 к Информационной карте, а также помимо того указано, что предложение участника закупки (сведения об используемом при выполнении работ товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не менее", "не более".
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, а частью 2 статьи 33 определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав Приложение N 1 к Информационной карте документации об аукционе "Технические характеристики материалов и оборудования, применяемого при выполнении работ (функциональные, технические и качественные характеристики, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ потребностям заказчика)", Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком при описании объекта закупки пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Так, описание объекта закупки представлено в виде таблицы, где выделены столбцы "Наименование оборудования", "Характеристики оборудования", "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ потребностям заказчика". При этом, столбец "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ потребностям заказчика" фактически не содержит максимальных или минимальных показателей товара, поскольку в указанном столбце указаны только числовые значения показателей товара, а слова "не более", "не менее" содержатся только в столбце "Характеристики оборудования". Указанное описание объекта закупки не позволяет однозначно установить, каким образом необходимо оформить заявку на участие в закупке, а именно, невозможно определить, необходимо ли конкретизировать показатели, или же они представлены в качестве неизменных диапазонных значений и не требуют конкретизации.
Указанное нарушение, допущенное заказчиком при описании объекта закупки, привело к тому, что все участники закупки продублировали в своих заявках положения столбца "Характеристики оборудования", в том числе слова "не более", "не менее", что фактически не соответствует инструкции по заполнению первой части заявки, но при этом все участники, подавшие заявки на участие в закупке, в том числе заявитель, допущены к участию в аукционе.
В результате, в нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе все участники закупки, в том числе победитель аукциона, допущены к участию в аукционе неправомерно.
3. В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 6.2 проекта контракта размер пени, уплачиваемой подрядчиком за просрочку исполнения обязательств по контракту, указан в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы контракта, в то время как Законом о контрактной системе такой размер установлен как "не менее 1/300".
4. В нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно, нет информации о штрафах, уплачиваемых подрядчиком и заказчиком за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также не предусмотрена пеня, уплачиваемая заказчиком за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом.
5. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в проекте контракта в качестве одного из способов обеспечения исполнения контракта предусмотрен залог денежных средств.
Исходя из изложенного, информации, представленной сторонами, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГЭК" на действия заказчика при заключении контракта обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 4, 5, 7, 8 статьи 34, части 3 статьи 96Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, специализированной организации, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 сентября 2015 г. N 574-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015