Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 октября 2015 г. N 641,649-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", ООО "УралПром" в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", действующего на основании доверенности от 26.12.2014,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", действующего на основании доверенности от 08.05.2015,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", действующего на основании доверенности от 09.01.2014,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", действующего на основании Приказа от 12.01.2015,
в отсутствие ООО "УралПром", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалоб,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО "УралПром", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту нежилого пристроенного здания (стационар, лечебный корпус N1) (изв. N 0369200004115000339) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 11.09.2015 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 64 807 307 рублей 80 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 29.09.2015 10:00.
На момент рассмотрения жалоб ООО "УралПром", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" контракт не заключен.
В жалобе ООО "УралПром" указано, что заказчиком незаконно установлено требование о наличии лицензии МЧС у участника закупки, тогда как свидетельство о допуске к работам по организации строительства позволяет организации привлечь на основании договора субподряда лицо, имеющее данную лицензию.
В жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" указано, что в проекте контракта установлены размеры штрафа без учета снижения цены контракта, предложенной участником закупки.
Кроме того, в нарушение требований действующего законодательства в документации об аукционе не указаны сведения о банковском сопровождении контракта, сведения о том, что участник закупки не является офшорной компанией, а также требование об обеспечении исполнения контракта .
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили следующее.
Штрафные санкции установлены с учетом начальной (максимальной) цены контракта. Банковское сопровождение контракта не требуется, так как цена контракта менее 100 млн. руб. Требование по применению антидемпинговых мер установлено с учетом статьи 37 Закона о контрактной системе. При этом в части отсутствия требования к участнику закупки по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик согласился с доводами жалобы.
В части доводов жалобы ООО "УралПром" представители заказчика оставили оценку законности действий заказчика на усмотрение Комиссии.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу, фактически означает требование к подрядчику, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
В пунктах 7.1, 8 информационной карты документации об аукционе в требованиях к участникам закупки указано, а также в требованиях к составу второй части заявки указано, что участник закупки должен предоставить лицензию по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием разрешенных видов деятельности.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее -Постановление) установлен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", равно как и Постановлением предусмотрено императивное требование о выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.
При этом, наличие у лица свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе по организации строительства (пункт 33 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), не дает ему право организовывать работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащих лицензированию, равно как и не снимает с него обязанность по получению лицензии для выполнения указанных работ.
Таким образом, наличие указанной лицензии у участника закупки обусловлено необходимостью выполнения работ в соответствии со сметами N 1-4а "пожарная сигнализация" и 1-5а "система оповещения о пожаре", размещенных в составе документации о закупке, что соответствует пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В нарушение пункта 10 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации о проведении закупки не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
3. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 6.2 проекта контракта предусмотрены меры ответственности подрядчика и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 1% и 1,5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
При этом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе менее 3 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком с учетом начальной (максимальной) цены контракта должен быть установлен размер штрафа в отношении поставщика и заказчика в том числе в размере: 5 % и 2 % от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей и 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет менее 3 млн. рублей.
4. В соответствии с частью 2 статьи 37, частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в пункте 7.2 проекта контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта с учетом возможного предложения цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
5. Согласно части 2 статьи 35 Закона о контактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительств Челябинской области N598П от 25.12.2013 банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Челябинской области (далее именуются - контракты), осуществляется в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет не менее ста миллионов рублей.
С учетом того, начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет менее 100 000 000 рублей, а именно: 64 807 307 рублей 80 копеек, то требование к банковскому сопровождению контрактов не устанавливается.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "УралПром" на действия заказчика необоснованными.
2. Признать доводы жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика обоснованными в части порядка определения размера штрафных санкций и единых требований к участнику закупки.
3. Признать в действиях заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 10 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 октября 2015 г. N 641,649-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2015