Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 сентября 2015 г. N 565,566-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "ЧелябСтройКомплект", ООО СК "Транс-Холдинг" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещения для размещения мировых судей города Магнитогорска по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Николая Шишка, 10 (извещение N 0169200002315000176) в присутствии:
- представителя ООО "ЧелябСтройКомплект", действующего на основании доверенности от 01.09.2015;
- представителей Главного управления юстиции Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей NN 36, 37, 38 от 01.09.2015;
в отсутствие представителя ООО СК "Транс-Холдинг", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя (от 01.09.2015 исх. N 3),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.08.2015 поступила жалоба ООО "ЧелябСтройКомплект", 28.08.2015 поступила жалоба ООО СК "Транс-Холдинг" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещения для размещения мировых судей города Магнитогорска по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Николая Шишка, 10 (извещение N 0169200002315000176) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 03.07.2015 заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169200002315000176 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 39 919 711, 81 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 24.08.2015 10:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещения для размещения мировых судей города Магнитогорска по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Николая Шишка, 10 не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "ЧелябСтройКомплект" аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к электронному аукциону участнику закупки с порядковым номером заявки N 1, так как при внесении изменений в аукционную документацию от 14.08.2015 заказчиком не опубликован перечень этих изменений.
Заказчиком в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе продлен срок подачи заявок после внесения изменений в аукционную документацию менее чем на пятнадцать дней.
Кроме того, аукционная документация в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе содержит несоответствие между разделом ЭОМ проекта И 09.13.002 и сметной документацией, между разделом АР проекта И 09.13.002 и частью II аукционной документации "Техническое задание".
Согласно доводам жалобы ООО СК "Транс-Холдинг" аукционной комиссией неправомерно не допущен к аукциону участник закупки с порядковым номером заявки N 6.
Представители заказчика представили письменные пояснения, согласно которым заказчиком 14.08.2015 внесены изменения в аукционную документацию, без изменения объекта закупки и увеличения размера обеспечения данных заявок, а именно: пункт 22 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" дополнен подробной инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, а также требования к товарам, применяемым при выполнении работ, изложены в новой редакции.
Однако при опубликовании изменения извещения о проведении электронного аукциона в графе "Краткое описание изменения" заказчик указал, что произошло изменение аукционной документации без ссылок на пункты, что могло ввести в заблуждение участников закупки, в том числе участника закупки с порядковым номером заявки N 1.
Относительно доводов жалобы ООО СК "Транс-Холдинг" представители заказчика пояснили, что участником в нарушение законодательства о контрактной системе не представлены конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, а также информация о наименовании страны происхождения товара, предоставление которой в первой части заявки является обязательным.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
1.1. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0169200002315000176 от 25.08.2015 участнику закупки с порядковым номером заявки N 1 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе, а именно: значения показателей материалов, используемых при выполнении работ, не соответствуют значениям показателей материалов, в том числе техническим параметрам, установленным в Техническом задании, а именно: в позиции 13 размеры плиток указаны в виде "300х600" и "600х600", вместо "300х300 и 500х500"; строка "вариант конструктивного исполнения" содержится в позиции 22, а в заявке участника внесена в позицию 21; в позициях 23 и 24 в документации отсутствуют строки "комплектация", а в заявке они указаны и другие.
Как следует из пояснений представителей заказчика, на основании поступивших запросов о разъяснении положений документации заказчиком 14.08.2015 внесены изменения в аукционную документацию.
В силу части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе изменение объекта закупки не допускается.
Пунктом 6 аукционной документации предусмотрено, что наименование и описание объекта закупки указано в части II аукционной документации "Техническое задание".
Часть II аукционной документации "Техническое задание" содержит таблицу, в которой заказчиком изложены требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Так, согласно решению от 14.08.2015 N 5 "О внесении изменений в документацию об электронном аукционе", представленного заказчиком на заседание Комиссии, заказчиком внесены следующие изменения в часть II аукционной документации "Техническое задание":
- в позиции 13 "Гранит керамический" изменен показатель "Координационные размеры плиток, мм";
- из позиции 21 "Панели потолочные" в позицию 22 "Двери стальные утепленные" перенесен показатель "Вариант конструктивного исполнения";
- из позиции 22 "Двери стальные утепленные" в позицию 23 "Дверь противопожарная однопольная ДПМ 01/30" перенесен показатель "Инерционность срабатывания, сек.";
- в позициях 23 "Дверь противопожарная однопольная ДПМ 01/30" и 24 "Дверь противопожарная однопольная ДПМ 01/60" исключен показатель "Комплектация";
- в позициях 26 "Трубы стальные водогазопроводные неоцинкованные (прокладка трубопроводов водоснабжения)", 27 "Трубы стальные водогазопроводные неоцинкованные (прокладка трубопроводов отопления)", 28 "Трубы стальные водогазопроводные оцинкованные (прокладка трубопроводов водоснабжения)" изменено название показателя.
С учетом изложенного, следует, что заказчиком в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе внесены изменения в объект закупки.
При этом представители заказчика не отрицают, что поскольку перечень внесенных изменений не был опубликован на официальном сайте www.zakupki.gov.ru участники закупки могли заполнить первые части заявок не в соответствии с актуальной редакцией аукционной документации.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
При этом в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" (далее - Положение) изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Вместе с тем, заказчиком в нарушение пункта 4 Положения, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе при внесении изменений в аукционную документацию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не опубликован перечень вносимых изменений и изменения.
Следует отметить, что аукционной комиссией при принятии решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки с порядковым номером заявки N 2 одним из оснований послужило несоответствие представленной информации по позиции 13 "Гранит керамический" по показателю "Координационные размеры плиток, мм" требованиям аукционной документации, которые были установлены после внесенных 14.08.2015 изменений.
Таким образом, действия аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки, ООО "ЧелябСтройКомплект", обусловлены неправомерными действиями заказчика в части внесения изменений в объект закупки, а также не опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru перечня внесенных изменений.
Ко всему прочему, согласно доводам жалобы ООО "ЧелябСтройКомплект" заказчиком в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе сокращен срок подачи заявок после внесения изменений в аукционную документацию.
Как следует из содержания Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 07.08.2015 NИИ4 датой и временем окончания подачи заявок являются 17.08.2015 10:00.
Согласно Изменениям извещения о проведении электронного аукциона от 14.08.2015 NИИ5, решению от 14.08.2015 N 5 "О внесении изменений в документацию об электронном аукционе" дата и время окончания подачи заявок перенесены на 24.08.2015 10:00.
В соответствии частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе при внесении заказчиком изменений срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Начальная (максимальная) цена контракта выполнение работ по капитальному ремонту помещения для размещения мировых судей города Магнитогорска по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Николая Шишка, 10 составляет 39 919 711, 81 рублей.
Следовательно, заказчиком в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе срок подачи заявок на участие в аукционе продлен менее чем на пятнадцать дней.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что срок подачи заявок заказчиком сокращен в соответствии с требованиями предписания.
Вместе с тем, предписание, на которое ссылается заказчик, выдано Комиссией по делу N 484-ж/2015 и исполнено заказчиком путем внесения изменений 07.08.2015 в аукционную документацию.
Следует отметить, что доводы заявителя относительно существующих в аукционной документации несоответствий между разделом ЭОМ проекта И 09.13.002 и сметной документацией, между разделом АР проекта И 09.13.002 и частью II аукционной документации "Техническое задание" не могут быть приняты во внимание Комиссией в связи с истечением сроков обжалования, предусмотренных статьей 104 Закона о контрактной системе, а также в связи с непредставлением заявителем документов подтверждающих указанные доводы.
Вместе с тем, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на заявителя жалобы возложено бремя доказывания доводов жалобы, а не на контрольный орган в сфере закупок.
1.2. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0169200002315000176 от 25.08.2015 участнику закупки с порядковым номером заявки N 6 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе, а именно: участник электронного аукциона не указал конкретные (точные) параметры предлагаемого товара (материала) без слов "не менее", "не более", например, как в позиции 2 в строке "коэффициент водопоглощения изделий" указано значение "не менее 6,0" и другие, а также в позиции 24 не указано наименование страны происхождения товара.
В пункте 21 аукционной документации в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Часть II аукционной документации "Техническое задание" содержит таблицу, в которой заказчиком изложены требования к товарам, применяемым при выполнении работ, в отношении которых участникам закупки необходимо представить в содержании первой части заявки конкретные показатели.
Согласно позиции 2 таблицы "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" по показателю "Водопоглощение изделий, %" заказчику требуется "не менее 6, 0".
Как следует из доводов жалобы в соответствии с ГОСТ 530-12 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия (далее - ГОСТ 530-12) водопоглощение изделий должно быть :
- не более 6,0 % - для клинкерного кирпича;
- не менее 6,0 % - для остальных изделий.
При этом заявитель, ООО СК "Транс-Холдинг", указывает на то, что в случае, если участник закупки представит значение по показателю "Водопоглощение изделий, %" в виде "6,0", то неясно к какому тип относится указанный участником в заявке кирпич.
В позиции 2 таблицы "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" по показателю "Тип" заказчик требует кирпич рядовой одинарный.
Согласно ГОСТ 530-12 водопоглощение рядового кирпича составляет не менее 6,0 %.
Более того, в соответствии с пунктом 22 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" если в Техническом задании значение показателя технического или функционального параметра сопровождаются словами "не менее", "не более", то участник электронного аукциона указывает конкретные (точные) параметры предлагаемого товара (материала) без слов "не менее", "не более".
Между тем, участник закупки с порядковым номером заявки N 6 в содержании первой части заявки по позиции 2 "Кирпич керамический (кладка кирпичных стен, заделка проемов)" по показателю "Водопоглощение изделий, %" указал значение в виде "не менее 6,0", что не соответствует требованиям пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктов 21, 22 аукционной документации.
Следует отметить, что обозначение в ГОСТах определенных показателей товара со словами "не ниже", "не менее", "не более" обусловлено тем, что итоговые технические характеристики товара могут быть определены лишь после проведения испытаний, результаты которых распространяются на всю партию товара.
Следовательно, участники закупки при заполнении заявок на участие в электронном аукционе не могут заранее обладать сведениями о результатах проведенных производителем товара испытаний.
Таким образом, требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, сформированы заказчиком с нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следующим основание для принятия решения аукционной комиссией об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки N 6 является неуказание по позиции 24 "Дверь противопожарная однопольная ДПМ 01/60" таблицы "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" наименования страны происхождения товара.
Согласно доводам жалобы в позициях 23, 24 таблицы "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ" заказчик установил одни и те же требования к товарам, за исключением требования к пределу огнестойкости двери. Следовательно, при указании участником по позиции 23 наименования страны происхождения товара в виде "Россия", наименованием страны происхождения товара по позиции 24 также является Россия.
Однако частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 21 аукционной документацией на участника закупки возложена обязанность по предоставлению в содержании первой части заявки информации относительно наименования страны происхождения товара.
Таким образом, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки, ООО СК "Транс-Холдинг", с порядковым номером заявки N 6 является правомерным.
Как следует из содержания жалобы ООО СК "Транс-Холдинг", аукционной комиссией в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0169200002315000176 от 25.08.2015 при перечислении оснований отклонения заявок неправомерно используется формулировка "и другие".
В силу части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе в случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.
То есть, аукционная комиссия при формировании протокола рассмотрения первых частей заявок должна указать в нем все имеющиеся основания для отказа в допуске к участию в электронном аукционе с обоснованием принятого решения.
С учетом изложенного, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0169200002315000176 от 25.08.2015 сформирован аукционной комиссией в нарушение части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб ООО "ЧелябСтройКомплект" на действия заказчика обоснованными, ООО СК "Транс-Холдинг" на действия аукционной комиссии обоснованными в части формирования протокола рассмотрения первых частей заявок с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать нарушения в действиях:
- заказчика - пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе;
- аукционной комиссии - части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.С. Субботина
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 сентября 2015 г. N 565,566-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015