Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 сентября 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 24.09.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.09.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Точиев Б.Б. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Сфера" от 17.09.2015 N1368-ж на действия Заказчика - Администрация Октябрьского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка и установка системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской (извещение N0187300003215000502) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, выразившихся в описании Заказчиком закупки с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
По мнению Заявителя, техническое задание содержит следующие нарушения.
1. техническое задание не содержит проектного решения, которое должно содержать схему сопряжения систем оповещения в Октябрьском районе;
2. пунктом 5 таблицы технического задания установлены требования к несуществующему блоку сопряжения, который должен обеспечивать сопряжение с П-166М;
3. пунктом 4 таблицы технического задания установлено требование "Номинальное звуковое давление, Дб - 109", из которого неясно что означает данное требование, а также невозможно выполнить расчет звуковой волны, поскольку нет проектного решения.
4. пунктами 1, 2, 3 таблицы технического задания установлены требования, в совокупности указывающие на единственного производителя данного оборудования;
5. пунктом 4 технического задания, прилагаемого к проекту контракта, установлено требование о наличии у участника лицензии МЧС.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка и установка системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской (извещение N0187300003215000502) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 08.09.2015.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик письменно пояснил следующее.
1. Заказчику необходимо приобрести и установить местную комплексную систему экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) на территории Октябрьского района в одиннадцати населенных пунктах. КСЭОН может функционировать посредством оптоволоконных соединений либо GSM связи, в зависимости от технической развитости региона. Учитывая отсутствие налаженного круглогодичного транспортного сообщения между населенными пунктами, территориальную разбросанность поселений, отсутствие в некоторых населенных пунктах элементарных технических возможностей для установки оборудования Заказчик установил минимально необходимые требования к устанавливаемой системе. Ввиду отсутствия лимитов бюджетных ассигнований в текущем году для установки КСЭОН в полном объеме, было решено установить часть оборудования (в пяти населенных пунктах установка полного комплекта, в оставшемся одном - частично с учетом того, что бюджетные ассигнования по программе рассчитаны на два года), т.е. при установке оборудования указанного Заказчиком возможно установить КСЭОН в полном объеме за два года, уложившись при этом в лимиты. При формировании технического задания специалист ГОиЧС в целях эффективного использования бюджетных средств провел мониторинг существующего оборудования и систем, выяснив, что установка на местном уровне оборудования, которое использовалось в региональной системе, установленной в ХМАО-Югре (с которой необходимо сопряжение) приведет к нерациональному использованию средств и затягиванию сроков. Т.е. если использовать оборудование, описанное заказчиком (или схожее по техническим параметрам) можно установить всю систему за 2 года (5,5 населенных пунктов в год) с затратами около 8 000 000,00 (восемь миллионов рублей) в целом, в противном случае установка займет 3-4 года (по 2-3 населенных пункта в год) с затратами около 4 000 000,00 (четыре миллиона рублей) в год.
Обязательное условие по сопряжению системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа с территориальной автоматизированной системой центрального оповещения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указано в техническом задании. Порядок сопряжения - доведение сигналов оповещения (сигнал "Внимание всем!" и "Речевое оповещение") с оборудования вышестоящего уровня до населенных пунктов Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа определяется исполнителем самостоятельно при исполнении контракта. Аукционная документация не противоречит Приказу N 422/90/376 от 25.07.06 г., так как приказом не предписывается обязательное наличие проектной документации, а направлена на ускоренное выполнение требований, содержащихся в положении "о системах оповещения". Проектные решения будут разрабатываться победителем электронного аукциона при исполнении контракта до начала монтажа системы, с учетом территориальной разбросанности населенных пунктов Октябрьского района.
2. Указанные в п.5 таблицы 1 технического задания характеристики блока сопряжения являются необходимыми и достаточными техническими и функциональными требованиями для нормального функционирования системы по назначению. Других технических и функциональных требований к блоку сопряжения не предъявляется, чтобы не ограничивать исполнителя в выборе оборудования, т.к. основной предмет закупки система оповещения, а блок сопряжения у разных производителей может отличаться по внешнему и внутреннему содержанию. Так как блок сопряжения будет находиться в помещении дежурного, размеры указаны с учетом ограниченности свободного места в данном помещении. Напряжение 12 В создает минимальные электрические наводки на электронно-вычислительную технику, которая в большом количестве находится в помещении дежурного. Длина кабеля указана максимальная необходимая для подключения блока с управляющим модулем с учетом территориальной расположенности данных блоков. Для этих целей были произведены замеры.
3. Номинальное звуковое давление в соответствии с техническим паспортом. В громкоговорителях разных марок в паспортах указываются именно этот показатель 109 дБ (inter-m, volta, roxton). Понятие "номинальное звуковое давление" в отношении громкоговорителей характеризует уровень звукового давления (измеряемый в децибелах) при подводимой мощности 1 Вт на расстоянии 1 метр. Понятие "расчет звуковой волны" не имеет физического смысла. Существуют методы и государственные стандарты для расчета длины звуковой волны, распространения звуковой волны, затухания звуковой волны, но обязанность выполнения проекта для конкурсной документации местной системы оповещения никакими нормативно-правовыми актами не регулируется.
4. В техническом задании указаны минимально необходимые требования к оборудованию, предложение более высоких технических характеристик оборудования приветствуется. Утверждение о том, что под требования аукционной документации подпадает продукция только одного производителя необоснованно, т.к. существует продукция других производителей со схожими техническими характеристиками (Например система оповещения "Былина - 112", "Гонец 1025М").
Довод заявителя о том, что характеристики указанные в пп. 1,2,3 таблицы технического задания указывают на единственного производителя, не обоснован, т.к. существует возможность закупить эти три позиции у разных производителей, при этом обеспечив их корректное функционирование друг с другом.
5. Пунктом 4 технического задания, прилагаемого к проекту контракта, установлено требование о наличии лицензии МЧС РФ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, что не противоречит законодательству о контрактной системе, поскольку предметом аукциона является поставка и установка системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Октябрьского района.
Кроме того, доводы Заявителя о том, что обеспечение сопряжения системы оповещения с вышестоящим пунктом управления П-166М должно подтверждаться наличием акта о прохождении государственных испытаний и рекомендаций МЧС России по использованию поставляемого оборудования в системах оповещения населения несостоятельно, поскольку система оповещения еще не построена, соответственно никакое оборудование не установлено, т.к. победитель ещё не определен. Оборудование системы оповещения должно быть сертифицировано. Рекомендации МЧС России носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.
Факт отсутствия акта государственных испытаний не может автоматически означать невозможность программного и технического сопряжения оборудования разных производителей.
Включение в техническое задание требования о документальном подтверждении наличия сопряжения является необоснованным и необязательным, т.к. необходимость сопряжения оговаривается условиями технического задания и совместным приказом от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.), а факт сопряжения устанавливается в ходе приемо-сдаточных работ.
Акт испытаний составляется согласно п.6.2.3.3 "Методических рекомендаций по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" 2013 г. после проведения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ КСЭОН исполнителем, определяемым на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Комиссией Управления нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Сфера" от 17.09.2015 N1368-ж на действия Заказчика - Администрация Октябрьского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка и установка системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в населенных пунктах Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской (извещение N0187300003215000502) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ".
Председатель Комиссии Точиев Б.Б.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 сентября 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2015