Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 сентября 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 30.09.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.10.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Точиев Б.Б. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Великий О.В. по доверенности N53 от 29.09.2015, Шанауров Н.В. по доверенности N36 от 15.06.2015;
от Уполномоченного органа - Апалько ЕЮ. По доверенности N14 от 17.02.20015.
рассмотрев жалобу ООО "Строительство-21 век" от 23.09.2015 N1391-ж на действия Заказчика - УКСиЖКК НР при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Инженерная подготовка квартала В-1 сп.Сингапай Нефтеюганского района. Сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения. I, II, III очереди строительства". I очередь строительства. 3 этап строительства (извещение N0187300001715000261) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, выразившихся в описании Заказчиком закупки с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
В порядке части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе Заявителем были направлены запросы разъяснений положений аукционной документации и получены ответы, нарушающие, по мнению Заявителя, его права.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Инженерная подготовка квартала В-1 сп.Сингапай Нефтеюганского района. Сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения. I, II, III очереди строительства". I очередь строительства. 3 этап строительства (извещение N0187300001715000261) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 08.09.2015.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявителем были заданы следующие вопросы.
1. На основании п.2.3. проекта Муниципального контракта Подрядчик обязуется ежемесячно не позднее 25 числа отчетного месяца направлять Заказчику в том числе исполнительные геодезические съемки. В соответствии с п. 4.5. СНиП Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/1, геодезический контроль точности геометрических параметров зданий (сооружений), в том числе исполнительные геодезические съемки на всех этапах строительства, следует осуществлять организациям, выполняющим эти работы. В этой связи просим включить в цену контракта и сметную документацию геодезические работы, включая расходы по привлечению к их выполнению специализированных организаций.
2. Пунктом .5.4. проекта Муниципального контракта в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования к участнику аукциона в виде установления требований к квалификации персонала, задействованного Подрядчиком при строительстве Объекта, обязанности прохождения персоналом предаттестационной подготовки и наличия свидетельства о прохождении такого обучения, а также незаконно установлена ответственность Подрядчика за неисполнение вышеуказанных обязательств в виде приостановки производства работ до устранения в десятидневный срок выявленных нарушений, причем данный срок не дает права на увеличение срока окончания работ. ч. 6 ст. 31 Закона 44-ФЗ запрещает Заказчику устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. На основании вышеизложенного просим исключить данный пункт из проекта контракта.
3. Лабораторные испытания П.5.8. проекта муниципального контракта установлена обязанность Подрядчика по проведению лабораторных испытаний конструкций и материалов. В этой связи, просим включить данный вид работ в сметную документацию к проекту контракта. На основании вышеизложенного, просим внести соответствующие изменения в аукционную документацию и проект Муниципального контракта.
4. Пунктом .5.10. проекта Муниципального контракта обязует Генподрядчика разработать и согласовать с Заказчиком в том числе, график поступления на объект материалов; график движения рабочих кадров по объекту; график движения основных строительных машин по объекту, пояснительную записку, содержащую решения по производству геодезичесикх работ, решения по прокладке временных сетей_.и далее по тексту абз.9 п. 5.10. проекта Муниципального контракта. Вышеуказанный перечень документов для разработки и согласования относится к документам внутрихозяйственной деятельности Генподрядчика, а статья 748 Гражданского кодекса РФ, говорит о том, что заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Также, в соответствии с положениями ст. 748 Гражданского кодекса, п. 7.10. проекта Муниципального контракта о предоставлении Заказчику отчета о расходовании денежных средств Заказчика противоречит действующему законодательству, так как расходование денежных средств является внутрихозяйственной деятельностью Генподрядчика. Таким образом, просим исключить из проекта Муниципального контракта вышеуказанные для разработки и согласования документы, прописанные в п.5.10., и исключить п. 7.10. проекта Муниципального контракта.
5. Просим расходы на исполнительную геодезическую съемку, изготовление технического плана объекта и кадастрового паспорта объекта (п.2.2. проекта контракта), расходы по страхованию Подрядчиком персонала, согласно положений п. 10.4. проекта Муниципального контракта, издержки Подрядчика на страхование Объекта (п.12.2. проекта контракта) включить в цену контракта и сметную документацию (данное требование действительно в отношении вышеуказанных расходов, которые не включены соответственно в цену контракта и сметную документацию). На основании вышеизложенного, просим внести соответствующие изменения в аукционную документацию и проект Муниципального контракта.
6. Просим обосновать с правовой точки зрения включение в проект Муниципального контракта абз.4 п. 10.7 об обеспечении Генподрядчиком контроля за загазованностью, задымлением, содержанием предельно допустимой концентрации вредных веществ на строительной площадке и рабочих местах, сточных водах, а также, в случае надлежащего обоснования, внести соответствующую статью расходов в сметную документацию контракта.
Комиссия Управления, рассмотрев представленные материалы, разъяснения положений документации, заслушав доводы сторон, установила следующее.
1. Согласно требования РД-11-02-2006 к составу и ведению исполнительной документации: геодезической съемки на всех этапах строительства - это прямая обязанность подрядной организации, которая не подлежит отдельному осмечиванию.
КС-2 подписывается только после подтверждения объемов работ согласованных в КС-6а и подписанной исполнительной документацией.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии управления, что что Заявитель неверно сослался на некий пункт "4.5." СНиП 3.01.03-84, так как в актуализированной редакции (утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 N635/1) данного СНиП пункт 4.5 имеет иную текстовую и соответственно смысловую нагрузку, нежели указал Заявитель, в связи с чем ссылка Заявителя теряет какой-либо смысл.
В соответствии с п.7.1. Раздела 7 Свода правил СП 126.13330.2012 "СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве". Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 (утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 N635/1) контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений (геодезическая съемка) является обязанностью Подрядчика.
Согласно п.6.2.2 СНиП 12-01-2004, п.7.2.2. СП 48.13330.2011 к процедуре оценки соответствия отдельных конструкций, ярусов конструкций (этажей) исполнитель работ должен представить акты освидетельствования всех скрытых работ, входящих в состав этих конструкций, геодезические исполнительные схемы, а также протоколы испытаний конструкций в случаях, предусмотренных проектной документацией и (или) договором строительного подряда.
Ведение исполнительной документации определенно РД-11-02-2006 на основании статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно МДС 81-35.2004 "определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" ни в одной из глав ССР (сводно-сметного расчета) не предусмотрена оплата за то, что входит в обязанности подрядной организации, в соответствии со всеми вышеперечисленными нормативными документами.
В соответствии с требованиями п.7.13 Свода правил СП 126.13330.2012 "СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве" Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 N635/1) в сметную документацию, приложенную в составе пакета аукционной документации, включены расходы Подрядчика на исполнительную съемку трассы инженерных сетей - позиция Nп/п 3 Сводного сметного расчета стоимости строительства с указанием общей сметной стоимости.
Также сводный сметный расчет стоимости строительства, приложенный в составе пакета аукционной документации содержит следующую строку: N п/п 11 "Средства на покрытие затрат строительных организаций по платежам (страховым взносам) на добровольное страхование, в т.ч. строительных рисков 1% - с указанием общей сметной стоимости.
2. Требования п.5.4 проекта муниципального контракта об обязанности прохождения персоналом Подрядчика предаттестационной подготовки не является дополнительным требованием к участнику аукциона, так как обучение персонала Подрядчика минимальным знаниям по технике безопасности и т.д. при производстве строительных работ, является непосредственной обязанностью Подрядчика как работодателя.
Как пояснил представитель Заказчика, согласно части 2 статьи 94 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Таким образом, срок выполнения работ является существенным условием контракта, а устранение выявленных нарушений в ходе работ не дает права на увеличение срока окончания работ.
3. Представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 5.6. проекта муниципального контракта, Подрядчик обязан поставить на строительную площадку все предусмотренные проектной документацией и настоящим Контрактом необходимые для строительства материалы, оборудование, конструкции, изделия, инвентарь, осуществить их приемку, разгрузку, складирование и хранение. Также согласно п. 5.7. проекта муниципального контракта, Подрядчик обязан организовать контроль качества в соответствии с ГОСТ 24297-2013 поступающих для выполнения работ материалов и конструкций. За 5 календарных дней до начала производства работ, выполняемых с использованием таких материалов и оборудования, представлять Заказчику копии сертификатов соответствия, технических паспортов и других документов, удостоверяющих их происхождение, номенклатуру и качественные характеристики (заверенные производителем или реализующей организацией) и получить разрешение на использование (применение) материалов, изделий, конструкций в строительстве объекта у ответственного лица Заказчика за объект строительства.
Таким образом, надлежащее исполнение Подрядчиком пунктов 5.6, 5.7 контракта не повлечет последствий, предусмотренных пунктом 5.8 контракта.
Включение в сметную документацию рассматриваемых расходов не может быть осуществлено по причине того, что данные расходы не являются обязательными.
4. Требования п.5.10 проекта муниципального контракта не являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика, так как затрагивают исключительно контрактные отношения между Заказчиком и Подрядчиком при выполнении предмета контракта.
Представитель Заказчика указал, что данные требования определены в своде правил СП 48.13330.2011" к СНиП 12-01-2004. Организация строительства":
5.7.4 Проект производства работ в полном объеме должен разрабатываться:
- при любом строительстве на городской территории;
- при любом строительстве на территории действующего предприятия;
- при строительстве в сложных природных и геологических условиях, а также технически особо сложных объектов - по требованию органа, выдающего разрешение на строительство или на выполнение строительно-монтажных и специальных работ.
5.7.5 Проект производства работ в полном объеме включает в себя:
- календарный план производства работ по объекту;
- строительный генеральный план;
- график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;
- график движения рабочих кадров по объекту;
- график движения основных строительных машин по объекту;
- технологические карты на выполнение видов работ;
- схемы размещения геодезических знаков;
- пояснительную записку, содержащую решения по производству геодезических работ, решения по прокладке временных сетей водо-, тепло-, энергоснабжения и освещения строительной площадки и рабочих мест; обоснования и мероприятия по применению мобильных форм организации работ, режимы труда и отдыха; решения по производству работ, включая зимнее время; потребность в энергоресурсах; потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий; мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке; природоохранные мероприятия; мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве; технико-экономические показатели.
Кроме того, действующее законодательство не содержит определения терминологии, указанной в ст.748 ГК РФ: "оперативно-хозяйственная деятельность подрядчика", а также не устанавливает какого-либо перечня оперативно-хозяйственных документов Подрядчика. Требования п.5.10., 7.10. проекта Контракта не нарушают запрета, установленного ст.748 ГК РФ - невмешательство Заказчика в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика по причине того, что относятся исключительно к конкретным договорным отношениям на выполнение конкретных работ.
5. В соответствии с требованиями п.7.13 Свода правил СП 126.13330.2012 "СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве" Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 N635/1) в сметную документацию, приложенную в составе пакета аукционной документации, включены расходы Подрядчика на исполнительную съемку трассы инженерных сетей - позиция Nп/п 3 Сводного сметного расчета стоимости строительства с указанием общей сметной стоимости.
Также сводный сметный расчет стоимости строительства, приложенный в составе пакета аукционной документации содержит следующую строку: N п/п 11 "Средства на покрытие затрат строительных организаций по платежам (страховым взносам) на добровольное страхование, в т.ч. строительных рисков 1% - с указанием общей сметной стоимости.
6. Требования абзаца 4 пункта 10.7 проекта муниципального контракта соответствуют требованиям ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если участник закупки считает для себя неприемлемыми какие-либо требования аукционной документации, то имеет право отказаться от участия в такой закупке.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что согласно разделу 14. "Охрана окружающей среды" Раздела 5 "Проект организации строительства" подраздел 1., Раздела 7. "Мероприятия по охране окружающей среды" Проектной документации, приложенной к аукционной документации, ответственность за соблюдение требований по охране окружающей среды возложена на Подрядчика. Требования п. 10.7 проекта Контракта как раз и прописывают обязанность Подрядчика соблюдать требования охраны окружающей среды: обеспечивать соблюдение экологических норм при выполнении Подрядчиком работ, - при этом соблюдение экологических норм Подрядчиком исключает возникновение каких-либо дополнительных расходов с его стороны, в связи с чем требование Заявителя о включении несуществующих расходов на соблюдение Подрядчиком экологических норм не обосновано.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительство-21 век" от 23.09.2015 N1391-ж на действия Заказчика - УКСиЖКК НР при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Инженерная подготовка квартала В-1 сп.Сингапай Нефтеюганского района. Сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения. I, II, III очереди строительства". I очередь строительства. 3 этап строительства (извещение N0187300001715000261) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ".
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Точиев Б.Б.
Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 сентября 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2015