Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 декабря 2016 г. N 44-4990/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
в отсутствии представителя ООО "ГосКонтракт" (далее - Заявитель): надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 29668/16 от 23.12.2016) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.11.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100010616000649. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 198 333,33 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.12.2016 N0372100010616000649-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 3) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "На основании результатов рассмотрения комиссия приняла решение:
3.1. 3.1. отклонить заявку участника с порядковым номером 3 на основании п.2 ч.4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05 апреля 2013 г.: а именно:
N п/п |
N таблицы |
N пункта таблицы. ГОСТ соответствующий товару. |
Требования Заказчика |
Предоставлено Участником |
Причина не соответствия |
1 |
1 |
5 Пакет ГОСТ Р 50962-96, ГОСТ 16337-77. |
Показатели полиэтилена должны соответствовать следующим требованиям: Плотность должна быть, г/см3, в диапазоне точных значений с нижним пределом не менее 0,922 и верхним пределом менее 0,932. Показатель текучести расплава, г/10мин (номинальное значение) должен быть в диапазоне точных значений с нижним пределом не менее 0,35 и верхним пределом не более 0,65. |
Показатели полиэтилена соответствуют следующим требованиям: Плотность 0,922 г/см3,. Показатель текучести расплава 0,39 г/10мин (номинальное значение) |
Указав точное значение показателей, Участник закупки допустил нарушение аукционной документации, раздел IV. ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗЦЫ И ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ - в случае установления в Таблицах NN1, 2, 3 Приложения N1 к Техническому заданию соответствующего минимального и максимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений соответственно) с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "_..-_..", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"). Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. |
2 |
1 |
35 Перчатки хозяйственные ГОСТ 20010-93 |
Толщина стенки перчатки в диапазоне значений с нижним пределом не менее 0,2 и верхним пределом не более 0,9 мм. |
Толщина стенки перчатки 0,6 мм |
Указав точное значение показателей, Участник закупки допустил нарушение аукционной документации, раздел IV. ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗЦЫ И ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ - в случае установления в Таблицах NN1, 2, 3 Приложения N1 к Техническому заданию соответствующего минимального и максимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений соответственно) с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "_..-_..", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"). Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. |
3 |
1 |
39 Пакет ГОСТ Р 50962-96, ГОСТ 16337-77. |
Показатели полиэтилена должны соответствовать следующим требованиям: Плотность должна быть, г/см3, в диапазоне точных значений с нижним пределом не менее 0,916 и верхним пределом менее 0,924. Показатель текучести расплава, г/10мин (номинальное значение) должен быть в диапазоне точных значений с нижним пределом не менее 1,5 и верхним пределом не более 2,5. |
Плотность 0,92 г/см3. Показатель текучести расплава, 2,3 г/10мин (номинальное значение). |
Указав точное значение показателей, Участник закупки допустил нарушение аукционной документации, раздел IV. ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗЦЫ И ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ - в случае установления в Таблицах NN1, 2, 3 Приложения N1 к Техническому заданию соответствующего минимального и максимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений соответственно) с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "_..-_..", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"). Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. |
4 |
1 |
52 Пакет ГОСТ Р 50962-96, ГОСТ 16337-77. |
Показатели полиэтилена должны соответствовать следующим требованиям: Плотность должна быть, г/см3, в диапазоне точных значений с нижним пределом не менее 0,916 и верхним пределом не более 0,925. Показатель текучести расплава, г/10 мин (номинальное значение) должен быть в диапазоне точных значений с нижним пределом не менее 5 и верхним пределом не более 10 |
Плотность 0,919 г/см3. Показатель текучести расплава, 8,05 г/10 мин (номинальное значение). |
Указав точное значение показателей, Участник закупки допустил нарушение аукционной документации, раздел IV. ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗЦЫ И ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ - в случае установления в Таблицах NN1, 2, 3 Приложения N1 к Техническому заданию соответствующего минимального и максимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений соответственно) с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "_..-_..", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"). Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. |
".
Анализ аукционной документации показал, что Заказчик установил требования к конкретным показателям средств (товаров), используемых при оказании услуг в Приложении N1 к Техническому заданию.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в части IV аукционной документации.
В том числе, вышеуказанная инструкция содержит следующий порядок предоставления показателей:
"- в случае установления в Таблицах NN1, 2, 3 Приложения N1 к Техническому заданию соответствующего минимального и максимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений соответственно) с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "_..-_..", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"). Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
Вместе с тем, требования к товарам по позициям 5,35,39,52 в Приложении N 1 к Техническому заданию установлены Заказчиком с использованием словосочетаний в "диапазоне точных значений с нижним пределом не менее _. и верхним пределом не более _...", "в диапазоне точных значений с нижним пределом не менее _.и верхним пределом менее _.." и т.д. и не разделены знаком "-".
При этом в инструкции не установлен порядок предоставления показателей с использованием вышеуказанных словосочетаний.
Анализ заявки участника закупки с порядковым номером 3 показал, что сведения к товарам по позициям 5,35,39,52 представлены Заявителем в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, аукционная комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку Заявителя по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
В действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Учитывая вышеизложенные нормы Закона о контрактной системе, Заказчик обязан при описании требований к товару использовать показатели, которые позволяют определить соответствие предлагаемого товара его действительным потребностям.
Сведения о товаре, предлагаемом к использованию участниками закупки, рассматриваются аукционной комиссией Заказчика, в целях установления их соответствия либо несоответствия требованиям документации об аукционе.
При этом инструкция по заполнению первой части заявки должна содержать указания по предоставлению сведений о конкретных показателях товаров, с целью исключения субъективной интерпретации и толкования требований документации об аукционе участниками закупки и аукционной комиссией Заказчика.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, расположенная в части IV документации о закупке и содержит, в том числе, следующие порядок предоставления значений показателей:
"- в случае установления в Таблицах NN1, 2, 3 Приложения N1 к Техническому заданию соответствующего минимального и максимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений соответственно) с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "_..-_..", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_." участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона, требования к которым соответственно разделены знаком "-"). Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
- в случае установления в Таблицах NN1, 2, 3 Приложения N1 к Техническому заданию соответствующих значений, для которых указаны минимальные и максимальные значения показателей, с использованием слов/словосочетаний "более _ и менее_", "не менее _ и менее_", "более _ и не более_", "не менее _ и не более_" участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям".
Анализ аукционной документации, в том числе Приложения N1 к Техническому заданию показал, что Заказчиком устанавливаются следующие требования, например, к товару по позиции 5 "Пакет": "Плотность должна быть, г/см3, в диапазоне точных значений с нижним пределом не менее 0,922 и верхним пределом менее 0,932".
Вместе с тем, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не содержит порядка предоставления значений в случае установления вышеуказанных требований.
Отсутствие надлежащего порядка предоставления значений показателей повлекло за собой отклонение заявки с порядковым номером 3.
В действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГосКонтракт" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 декабря 2016 г. N 44-4990/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016