Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Асвэл-Консалт" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УКС ЧМР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на строительствоучительского дома по адресу: п. Селянка, ул. Школьная, 48 (извещение N 0856300003116000031) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в пунктах 7, 13, 12, 16, 58, 84 ТЗ установлены требования к описанию участниками закупок, в составе заявок на участие в электронном аукционе химического состава и компонентов товара.
2. Заказчиком в пунктах 12, 84 ТЗ установлены требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако не влияют на качество и результаты их выполнения.
3. Заказчиком в пунктах 3. 17 ТЗ установлены излишние требования к пиломатериалам.
4. Исходя из установленных в аукционной документации требований, невозможно определить срок действия банковской гарантии.
ПредставительЗаказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении электронного аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках.
Входе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856300003116000031, Заказчиком проводился электронный аукцион на строительство учительского дома по адресу: п. Селянка, ул. Школьная, 48.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 02.12.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 6 455 375,58руб.;
4) дата проведения Аукциона - 26.12.2016 г;
1. В соответствии с доводом жалобыЗаказчиком в пунктах 7, 13, 12, 16, 58, 84 ТЗ установлены требования к описанию участниками закупок, в составе заявок на участие в электронном аукционе химического состава и компонентов товара.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пп.8 п.3 Раздела8 информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям установленным в Приложении к техническому заданию "Требования к материалам"(далее - Техническое задание, ТЗ).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Техническом задании.
Из приведенных выше положений Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Так, в ТЗ установлено следующее: показатели кислорода (п.12 ТЗ): объемная доля водорода, % не более 0,5, объемная доля водяных паров, % не более 0,009, объемная доля кислорода, % не менее 99,5, согласно ГОСТ 5583-78, относятся к физико-химическим показателя товара; показатели швеллера (п.16 ТЗ): массовая доля кремния в стали не менее 0,50 %,массовая доля серы в стали не более 0,035 %, массовая доля хрома в стали не более 0,30 %, массовая доля никеля в стали не более 0,30 %, массовая доля марганца в стали не менее 1,30 %, массовая доля меди в стали не более 0,30 %, массовая доля ванадия в стали не более 0,12 %, массовая доля фосфора в стали не более 0,030 %, согласно ГОСТ 19281-2014 относятся к физико-химическимпоказателя товара; показатели ацетилена (п.84 ТЗ): объемная доля ацетилена, %, не менее 99,5,объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, %, не более 0,5, объемная доля фосфористого водорода,% не более 0,005, объемная доля сероводорода, %, не более 0,002, согласно ГОСТ 5457-75 относятся к физико-химическим показателям товара.
Поскольку положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, химического состава материалов, из которых изготовлен товар, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, утвердившего аукционную документацию, имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в пунктах 7, 13, 58 ТЗ установлены следующие показатели: содержание в наплавленномметалле серыне более 0,040%, содержание в наплавленном металле фосфора не более 0,045%(пункты 7, 13 ТЗ); содержание органических веществ, % не более 4,0 (п.58 ТЗ).
Комиссией установлено, что согласно п. 4 ГОСТ 9467-75 механические свойства металла шва, наплавленного металла и сварного соединения, выполненных электродами для сварки конструкционных сталей, должны соответствовать нормам, приведенным в табл.1., в том числе, содержание в наплавленном металле серы и фосфора.
Более того, согласно ГОСТ 9573-2012 содержание органических веществ относится к физико-механическим показателям плит.
Доказательств того, что спорные требования в пунктах 7, 13, 58 ТЗ относятся к химическому составу товара, не представлено.
Таким образом, в действиях Заказчика не может быть установлено нарушений требований Закона о закупках. Иное не доказано.
2. В соответствии с доводом жалобыЗаказчиком в пунктах 12, 84 ТЗ установлены требования к расходным материалам, которые используются при выполнении работ, однако не влияют на качество и результаты их выполнения.
Согласно указанному выше, Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
На основании чего, отклоняется довод о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые являются расходными материалами, которые используются при выполнении работ, однако не влияют на качество и результаты их выполнения, а именно, ацетилен, кислород. Комиссия отмечает, что данный довод Заявителя является результатом субъективного толкования норм Закона о закупках и положений аукционной документации.
3. В соответствии с доводом жалобы Заказчиком в пунктах 3, 17 ТЗ установлены излишние требования к пиломатериалам.
В пунктах 3, 17 ТЗ установлены требования к доскам и брускам обрезным ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, в частности, к сучкам, трещинам, порокам строения древесины, грибным поражениям, инородным включениям, механическим повреждениям и порокам обработки, покоробленности.
Заявитель полагает, что обозначенные в аукционной документации требования к доскам и брускам обрезным в силу п. 2.7 ГОСТ 8486-66 являются дополнительными требованиями к пиломатериалам, предназначенным для специального судостроения, что противоречит объекту закупки.
В свою очередь, Комиссией установлено, что согласно п. 2.2 ГОСТ 8486-66, по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяются на пять сортов (отборный, 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й) и должны соответствовать требованиям, указанным в таблице. Далее в ГОСТ содержится таблица, в которой установлены пороки древесины, в том числе, сучки, трещины, пороки строения древесины, грибные поражения, инородные включения, механические повреждения и пороки обработки, покоробленности), а также нормы ограничения пороков в пиломатериалах в зависимости от сорта.
Из указанного следует, требования к доскам и брускам обрезным пиломатериалов установлены в соответствии с требованиями поименованного выше ГОСта, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках. Иное не доказано.
4. В соответствии с доводом жалобы исходя из установленных в аукционной документациитребований, невозможно определить срок действия банковской гарантии.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о закупках, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о закупках установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе, срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о закупках, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п.1 Раздела 17 документации о закупке размер обеспечения исполнения контракта 30 %, что составляет 1 936 612,67 (один миллион девятьсот тридцать шесть тысяч шестьсот двенадцать) рублей 67 копеек.
В данном разделе установлены также требования к банковской гарантии, в частности, ее соответствие требованиям Закона о закупках. Так, в частности, в пп.2.5 п.4 раздела 17 информационной карты аукционной документации указано, что срок действия банковской гарантии должен оканчиваться не ранее 30.09.2017 г.
Более того, положения Закона о закупках не обязывают Заказчика указывать в проекте контракта срок действия контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в данной части в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Асвэл-Консалт" на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на строительство учительского дома по адресу: п. Селянка, ул. Школьная, 48 (извещение N 0856300003116000031) обоснованной в части первого довода (относительно пунктов 12, 16, 84 ТЗ).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3.Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о закупках.
4 Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016