Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 декабря 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "АсвэлКонсалт" (далее - Заявитель) на действия отдела муниципальных закупок администрации Чердынского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них Чердынского муниципального района Пермского края в 2017-2018 гг. (изв. N0156300058016000057) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в пунктах 11, 12, 21, 25 ТЗ установлены требования к описанию участниками закупок, в составе заявок на участие в электронном аукционе химического состава и компонентов товара.
2. Заказчиком в пунктах 28, 29 ТЗ установлены излишние требования к пиломатериалам.
3. Заказчиком в аукционной документации отсутствует информация о группе работ относительно дополнительных требований.
4. Заказчиком в п.30 ТЗ установлены излишние требования к упаковке.
ПредставительЗаказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении электронного аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках.
Входе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300058016000057, отделом муниципальных закупок администрации Чердынского муниципального района Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них Чердынского муниципального района Пермского края в 2017-2018 гг.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.11.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 55 677 800,00руб.;
4) дата проведения Аукциона - 09.01.2017 г;
1. В соответствии с доводом жалобы Заказчиком в пунктах 11, 12, 21, 25 ТЗ установлены требования к описанию участниками закупок, в составе заявок на участие в электронном аукционе химического состава и компонентов товара.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пп.6 п.3 Раздела8 информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие товары, используемые при выполнении работ, должны соответствовать показателям, установленным в Приложении N 3 к Техническому заданию (Глава V "Техническое задание")настоящей документации (Требования к используемым при выполнении работ товарам)(далее - Техническое задание, ТЗ).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Техническом задании.
Из приведенных выше положений Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Так, в ТЗ установлено следующее: показатели бетона (п.11 ТЗ):активные минеральные добавки от 1 до 20 % по массе, доменные гранулированные и электротермофосфорные шлаки до 20% по массе, активные минеральные добавки осадочного происхождения, кроме глиежа до 10 % по массе, прочие активные минеральные добавки, включая глиеж до 20 % по массе, специальные добавки допускается введение в цемент при его помоле специальных пластифицирующих или гидрофобизирующихповерхностноактивных добавок в количестве не более 0,3 % массы цемента в пересчете на сухое вещество добавки, массовая доля ангидрида серной кислоты не менее 1 % по массе, которые согласно ГОСТ 10178-85относятся к показателям цемента, являющегося компонентом бетона.
Поскольку положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, химического состава материалов, из которых изготовлен товар, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, утвердившего аукционную документацию, имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в пунктах 12, 21, 25 ТЗ установлены следующие показатели: массовая доля пленкообразующего веществане менее 26 %, массовая доля летучего вещества не более 12 % (п.12); Массовая доля нелетучих веществ54-60% (п.21); массовая доля воды по Фишеруне более 1% (п.25).
Вместе с тем, доводы Заявителя относительно установленных в 12, 21, 25 ТЗ требований к описанию участниками закупок, в составе заявок на участие в электронном аукционе химического состава и компонентов товара, своего подтверждения не нашли, ввиду того, что спорные показатели относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам таких товаров.
2. В соответствии с доводом жалобыЗаказчиком в пунктах 28, 29 ТЗ установлены излишние требования к пиломатериалам.
В пунктах 28, 29 ТЗ установлены требования к доскам и брускам обрезным ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, в частности, к сучкам, трещинам, крени, кармашкам, прорости.
Заявитель полагает, что обозначенные в аукционной документации требования к доскам и брускам обрезным в силу п. 2.7 ГОСТ 8486-66 являются дополнительными требованиями к пиломатериалам, предназначенным для специального судостроения, что противоречит объекту закупки.
В свою очередь, Комиссией установлено, что согласно п. 2.2 ГОСТ 8486-66, по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяются на пять сортов (отборный, 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й) и должны соответствовать требованиям, указанным в таблице. Далее в ГОСТ содержится таблица, в которой установлены пороки древесины, в том числе, сучки, трещины, пороки строения древесины, грибные поражения, инородные включения, механические повреждения и пороки обработки, покоробленности, а также нормы ограничения пороков в пиломатериалах в зависимости от сорта.
Из указанного следует, требования к доскам и брускам обрезным пиломатериалов установлены в соответствии с требованиями поименованного выше ГОСта, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках. Иное не доказано.
3.В соответствии с доводом жалобыЗаказчиком в аукционной документации отсутствует информация о группе работ относительно дополнительных требований.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч.3, ч.4 ст.31 Закона озакупках).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а такжедокументов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99) предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (приложение N 1 к постановлению N 99), в частности, при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В Постановлении N 99 определен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В рассматриваемом случае такими документами являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В соответствии с указанными нормами, в документации о закупке (п. 4 Раздела 6) установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В пп.2.3п.2 Раздела8 документации о закупке установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки в том числе, копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является выполнение работ по содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них Чердынского муниципального района Пермского края в 2017-2018 г.г.
Работы, включенные в объект закупки, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) относятся к виду 42.11.20.000 - Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что требования, установленные в документации о закупке, касаемые требований к участникам закупки, о предоставлении документов в подтверждение опыта выполнения соответствующих работ, без указания группы работ, поименованной в Постановлении N 99 могут ввести участников закупки в заблуждение, и, как следствие, Заказчиком нарушены положения, закрепленные в ч.3 ст.64, в п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, утвердившего аукционную документацию, имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с доводом жалобыЗаказчиком в п.30 ТЗ установлены излишние требования к упаковке.
Так, в п.30 ТЗ указано, что упаковка суммарной номинальной условной массой, кгне более 30, упаковка в ящики изтарного картона или ящики дощатые неразборные или ящики пластмассовые многооборотные, тара должна быть чистой, сухой, без посторонних запахов, маркировка на каждом куске мылачеткий штамп с указанием товарного знака или предприятия изготовителя, при этом указан ГОСТ 30266-95.
При этом, Комиссия отмечает, что аналогичные требования к мылу содержатся в ГОСТ 30266-95.
Таким образом, с учетом п.3 ч.1 ст.33 Закона о закупках, допускающего установление требований, в том числе, к упаковке, маркировке товара, Комиссия приходит к выводу, что в данной части в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.
Кроме того, в соответствии с протоколом от 28.12.2016 г. на участие в электронном аукционе поступила лишь одна заявка, которая признана соответствующей требованиям аукционной документации.Из анализа протокола следует, что выявленные нарушения положений аукционной документации не повлияли на результат электронного аукциона. Допущенные Заказчиком нарушения Закона о закупках не создали препятствий для подачи заявок на участие в электронном аукционе и не привели в результате к нарушению прав и законных интересов участников закупки.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Кроме того, ООО "Асвэл-Консалт" запросы на предоставление разъяснений положений аукционной документации не направляло
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 23.12.2016 г. (в день окончания срока подачи заявок), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Асвэл-Консалт" на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них Чердынского муниципального района Пермского края в 2017-2018 гг. (изв. N0156300058016000057)обоснованной в части первого (относительно п.11 ТЗ) и третьего доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3.Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4 Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016