Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 21 декабря 2016 г. N 2170
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Мамеднебиева А.М. - Начальника отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального района "Дербентский район" Республики Дагестан (далее - Заказчик) при проведении Муниципальным казенным учреждением "Отдел муниципальных закупок Дербентского района" (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0803300226116000038 на ремонт покрытий автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории городского поселения "поселок Белиджи" (далее - Аукцион),
в присутствии представителей Заказчика - Зейфетдинова М.Б. (доверенность от 20.12.2016г.) и Алиева А.А. (доверенность от 20.12.2016г.),
в отсутствии иных представителей (извещены),
УСТАНОВИЛА:
14.12.2016 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация электронного аукциона не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.
07.12.2016 Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000, 00 рублей.
1. Заявитель указывает, что документация об Аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, содержит указание на показатели товара, которые определяются по результатам испытания или различными методами вычисления в лабораторных условиях (Смесь песчано-гравийная; Битум нефтяной дорожный вязкий для асфальтобетона).
По мнению Комиссии, то обстоятельство, что значения определенных показателей определяются по результатам испытаний, не свидетельствует о запрете на указание таких показателей в аукционной документации, поскольку не нарушает какие-либо нормы Закона о контрактной системе. В соответствии со ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки указывает в первой части заявки показатели предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров. Положения инструкции по заполнению заявки и установленные требования к используемым при выполнении работ товарам не ограничивают участника закупки предложить в заявке товар, указав его показатели, имеющие диапазонные или иные значения.
Заявитель в жалобе не указывает, какие показатели товара, по его мнению, возможно определить только по результатам проведения испытания. Кроме того, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что данные сведения не предоставляются производителями соответствующего товара.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком неверно указана единица измерения содержания глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц.
Комиссией установлено, что в п. 2 "Смесь песчано-гравийная обогащенная" Приложения к ТЗ Аукционной документации, Заказчиком указано, в том числе: "Содержания глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовой смеси должна быть не менее 20 N по массе".
Согласно ГОСТу вышеуказанное значение определяется в процентах (%).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии".
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, установлены нестандартные единицы измерения.
При этом, по мнению Комиссии, при наличии в ГОСТе указания на соответствующую единицу измерения товара, не препятствует участникам закупки определить соответствие предлагаемого товара, потребностям Заказчика.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат аукциона.
3. Заявитель указывает, что в п. 2 "Смесь песчано-гравийная обогащенная" технического задания Аукционной документации установлены требования, которые не соответствуют ГОСТу 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено Комиссией, в позиции 2 "Смесь песчано-гравийная обогащенная" Приложения к ТЗ документации об Аукционе установлены следующее требования к товару, в том числе: "Смесь песчано-гравийная обогащенная с содержанием гравия 50-65%", "Смесь должна соответствовать ГОСТ 25607-2009".
В ГОСТе 25607-2009 отсутствуют требования к вышеуказанным показателям.
Согласно п. 4.3.4 ГОСТа 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" обогащенную песчано-гравийную смесь в зависимости от содержания зерен гравия подразделяют на пять групп:
1-я - |
с содержанием |
зерен |
гравия |
от |
15% |
до |
25%; |
2-я |
" |
" |
" |
св. |
25% |
" |
35%; |
3-я |
" |
" |
" |
" |
35% |
" |
50%; |
4-я |
" |
" |
" |
" |
50% |
" |
65%; |
5-я |
" |
" |
" |
" |
65% |
" |
75%. |
Таким образом, по мнению Комиссии, действия Заказчика выразившиеся в установлении в позиции 2 "Смесь песчано-гравийная обогащенная" Приложения к ТЗ документации об Аукционе требований к товару используемому при выполнении работ не соответствующих ГОСТу 23735-2014, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, по мнению Комиссии, довод жалобы Заявителя обоснован.
4. Заявитель указывает, что при описании характеристик товара используется символ, который отсутствует в инструкции по заполнению заявки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закон о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией установлено, что в п. 3 Аукционной документации заказчиком размещена Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Закон о контрактной системе не предъявляет требований к содержанию инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, по мнению Комиссии участник закупки дает конкретный показатель товара, соответствующий требованиям установленным Аукционной документации и в соответствии с технической характеристикой товара.
При этих обстоятельствах, по мнению Комиссии, довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным.
5. Заявитель указывает, что в проекте контракта не предусматривается расчет цены контракта в случае заключения с лицом находящимся на упрощенной системе налогообложения.
Комиссией установлено, что в п. 2.1 проекта контракта электронного Аукциона указано: "Цена настоящего Контракта определена по результатам проведения процедуры размещения заказа способом электронного аукциона, и составляет ______ (______) руб. ___ коп, включая налоги и обязательные платежи".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, сведения о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке.
Законом о контрактной системе не определен порядок действий заказчика, в случае если победитель конкурентной процедуры использует упрощенную систему налогообложения.
Следовательно, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере. Цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу о том, что в случае определения победителя аукциона, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения победителем.
Кроме того, Заявитель не приводит доводов о нарушении Заказчиком каких-либо положений Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6. По результатам проведенной на основании поступившей жалобы в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
6.1 Комиссией установлено, что Заказчиком в позиции 9 "бруски обрезные хвойных пород" Приложения к ТЗ документации об Аукционе установлены следующее требования к товару, в том числе: "Влажность древесины менее 30%. Пластевые сквозные выходящие на торец трещины не более 200 мм. Покоробленность - поперечная стрела прогиба в долях к ширине пиломатериала - не более 1 %. Покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость, стрела прогиба в долях к ширине пиломатериала - не более 0,2 %".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе:
В случае указания (применения) слов (терминов, фраз): "не менее", "не более", "не выше", "не ниже", "не ранее", "не позднее", а также формулировок "минимальное значение", "максимальное значение" для числового значения (показателя) означает, что необходимо указать конкретное значение (показатель) в заданном диапазоне (пределе). Кроме того, в своей заявке участник закупки должен учитывать, что в данном случае указанное числовое значение (показатель) входит в этот диапазон (предел), то есть включен.
В случае указания (применения) слов (терминов, фраз): "менее", "более", "ниже", "выше", "ранее", "позднее", для числового значения (показателя) означает, что необходимо выбрать конкретное значение(показатель) в заданном диапазоне (пределе). Кроме того, в своей заявке участник закупки должен учитывать, что в данном случае указанное числовое значение (показатель) не входит в этот диапазон (предел), то есть не включен.
Таким образом, исходя из системного анализа положений инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе и требований установленных Заказчиком в Характеристиках материалов, применяемых при выполнении работ документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что участнику закупки в составе первой части заявки необходимо указывать конкретное числовое значение показателя товара, в случае наличия слов (терминов, фраз) "не более", "менее" используемых при описании показателя товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, на момент подачи заявки на участие в закупочной процедуре, вышеприведенный пример изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок, ограничивает возможность участника закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Следовательно, вышеуказанное требование, влечет за собой ограничение количества участников Закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6.2 В Информационной карте документации об Аукционе Заказчиком, не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень).
В указанный Перечень включен вид работ: "Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона указано: "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ): в соответствии с сопроводительной документацией".
В п. 34 Информационной карты аукциона в электронной форме документации об Аукционе указано: "Запреты и ограничения допуска товара, работ, услуг для целей осуществления закупок из иностранного государства: не установлено".
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не указаны сведения об установленном запрете на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457.
При этом, по мнению Комиссии, допущенное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
6.3. Заказчиком п. 6 Технического задания Аукционной документации установлены требования к характеристикам Асфальтобетонной смеси мелкозернистой, которые противоречат ГОСТу 9128-2013.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено Комиссией, в позиции 6 "Асфальтобетонная смесь мелкозернистая" Приложения к ТЗ документации об Аукционе установлены следующее требования к товару, в том числе: "Предел прочности на сжатие при температуре 0 градусов Цельсия, не менее 13,0 МПа".
Согласно таблице 4 ГОСТа 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не более 13,0.
По мнению Комиссии, действия Заказчика выразившиеся в установлении в позиции 6 "Асфальтобетонная смесь мелкозернистая" Приложения к ТЗ документации об Аукционе требований к товару используемому при выполнении работ не соответствующих ГОСТу 9128-2013, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа, Оператору электронной площадки, предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
А.М. Мамеднебиев
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Исп. Багамаев Т.Р.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 21 декабря 2016 г. N 2170
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016