Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 декабря 2016 г. N 2-57-15326/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей ГБУ "Жилищник района Перово": Тимохина Д.А., Воропаева К.В., Аникиной О.Ю., а также в отсутствие представителей ООО "СтройСтандарт", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/61179 от 20.12.2016),
рассмотрев жалобы ООО "СтройСтандарт" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Перово" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по вывозу смета (Закупки NN 0373200006216001094, 0373200006216001092) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует положения аукционных документаций, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/61179 от 20.12.2016), Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, в технических заданиях и начальных (максимальных) ценах контрактов (далее - НМЦК) содержатся противоречия, которые вводят участников закупки в заблуждение.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводам жалобы заявителя, Заказчиком по закупке N 0373200006216001094 в извещении о закупке указано: "Наименование товара, работы, услуги: вывоз отходов с дворовых территорий, м3", в техническом задании указано: "Вывоз смета с дворовых территорий, обслуживаемых ГБУ "Жилищник района Перово" бункерами объемом 8 м3: Количество бункеров за период выполнения работ, шт: 620", а также в расчете НМЦК указано: "Выполнение работ (оказание услуг) по поддержанию чистоты и порядка на дворовых территориях обслуживаемых ГБУ "Жилищник района Перово": Количество 620", а также по закупке N 0373200006216001092 в извещении о закупке указано: "Наименование товара, работы, услуги: Вывоз и обезвреживание мусора (отходов), образующихся при уборке объектов дорожного хозяйства, т.", в техническом задании указано: "Вывоз смета с территории ОДХ ГБУ "Жилищник района Перово" бункерами объемом 8 м3: Количество бункеров за период выполнения работ, шт. 500", а также в расчете НМЦК указано: "Выполнение работ (оказание услуг) по поддержанию чистоты и порядка на территории ОДХ обслуживаемых ГБУ "Жилищник района Перово": Количество 500", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет идентифицировать Заявителю, что требуется Заказчику, в каком количестве И в каких единицах измерения, что также является необъективным описанием закупки и не позволяет сформировать свое ценовое предложение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также не противоречат друг другу, и позволяют определить потребность Заказчика и сформировать свое ценовое предложение.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалоб в части неправомерности установления вышеуказанных требований, в составе жалоб отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований в аукционной документации, а также в жалобе Заявителя отсутствует нарушение законных прав и интересов Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, указанных списком, без указания каким конкретно ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, требования к которым предъявляются Заказчиком в сведениях о качестве товаров.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям ГОСТ. При этом, по мнению Заявителя, неуказание, каким ГОСТ должны соответствовать товары, которые необходимо использовать при оказании услуг, не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам, а также каки образом вышеуказанные требования в аукционной документации Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к бункерам на 14 листах, к дезинфицирующим средствам разных типов и хлорной извести на 6 листах, что ограничивает количество участников закупки и нарушает ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к бункерам и дезинфицирующим средствам разных типов и хлорной извести установлены для удовлетворения потребности Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к товарам, а также нарушении Заказчиком ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при оказании услуг товарам.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N1 к техническому заданию Заказчиком указаны характеристикам поставляемого товара, такие как:
- п. "Бункер" масса 1 м швеллера: не более, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет идентифицировать потребность Заказчика в части массы бункера.
- п. "Дезинфицирующее средство тип 1" - Моющий эффект: совместимостим с мылами, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет идентифицировать потребность Заказчика, а также на рынке отсутствует средство с вышеуказанной характеристикой.
- п. "Дезинфицирующее средство тип 3":
-при применении раствора: концентрация раствора при протирании ниже
концентрации раствора, используемого при орошении,
-концентрация рабочего раствора (по препарату) при протирании, орошеиии: 0,2 %, что может вводит участников закупи в заблуждение, поскольку Заказчик не разделяет требование для разных растворов и требует указать одинаковое для них значение.
- п. "Известь хлорная":
-сорт: 1 или 2;
-массовая доля активного хлора: не менее 20,0;
-коэффициент термостабильности: не менее 0,8 %, что может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку отсутствует единица измерения, а также для коэффициента термостабильности единица измерения не предусмотрена.
- В п. "Бункер" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: условная вязкость при температуре (20,0_0,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) эмали; твердость покрытия по маятниковому прибору, типа ТМЛ (маятник А) и типа М-3; стойкость пленки эмали при температуре (20 _2) °С к статическому воздействию индустриального масла; стойкость пленки эмали при температуре (20_2) °С к статическому воздействию воды, что может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку вышеуказанные требования являются излишними и определение вышеуказанных характеристик возможно только после проведения испытаний.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить правомерность установления вышеуказанных характеристик, а также на основании каких нормативных документов и государственных стандартов установлены вышеуказанные характеристики.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционах, участниками закупки подано 3 заявки на участие в аукционах, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционах на основании непредоставления указанных сведений или несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Также в Приложении N1 к техническому заданию Заказчиком указаны характеристикам поставляемого товара, такие как:
- п. "Бункер" - цвет эмали: зеленый и/или синий, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с инструкцией в случае, если значения или диапазоны значений указаны с использованием символа "/", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ.
- п. "Дезинфицирующее средство тип 3" - контактирование с кожей рук: да; нет, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с инструкцией "в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "и" и символа "/", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалоб в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, таким как п. "Бункер" Заказчиком установлены требования по к элементу N 1 - болт типа 1, элементу N 2 - болт типа 2, элементу N 3 - гайки, поскольку данные товары отсутствуют в расчете НМЦК, а также не влияют на оказание услуг по данному контракту, что не позволяет сформировать свое ценовое предложение.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в какой части аукционных документаций содержится указание при выполнении каких работ и в каком объеме используются данные товары.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционах, участниками закупки подано 3 заявки на участие в аукционах, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционах на основании непредоставления указанных сведений или несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление каких-либо требований к вышеуказанным товарам, нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "СтройСтандарт" на действия ГБУ "Жилищник района Перово" обоснованной в части установления неправомерных требований к используемы при оказании услуг товарам по п. "Бункер", п. "Дезинфицирующее средство тип 1", п. "Дезинфицирующее средство тип 3", п. "Известь хлорная", п. "Бункер", п."болт типа 1", п."болт типа 2", п."гайки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии С.И. Казарин
И.С. Максимов
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 декабря 2016 г. N 2-57-15326/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016