Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 декабря 2016 г. N 2-57-14194/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок П.М. Корнюшина,
члена комиссии:
Главного государственного иснпектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
при участии представителей ГБУ города Москвы "Жилищник района Очаково-Матвеевское": С.А. Бойдакова, Т.А. Самолдиной,
в отсутствие представителей заявителя жалобы, ООО "Вест Тайп", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/57065 от 30.11.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Вест Тайп" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Очаково-Матвеевское" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем дымоудаления и противопожарной автоматики в многоквартирных домах района Очаково-Матвеевское ЗАО г.Москвы (Закупка N 0373200014216001046) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.11.2016 N МГ/57065 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявителя указано, что требования к товарам Технической части аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) -п."Припои тип 1": "марка: должен быть (ПОС (61/40)),[ПОССу 61-0,5]"; "Относительное удлинение 40
52", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 21930-76 Согласно инструкции: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться". Согласно ГОСТ 21930-76, для марки ПОССу 61-0,5 параметр "Относительное удлинение" установлен 35.
-п."Подшипники тип 1": "Обозначение должен быть [(62307 2RS),(6307 2RS))/(180307, 180607)]"; п."Кабели для пожарной сигнализации тип 1": "Маркировка должна быть: [(нг [(A)]тире[FRLS]); (нг [(A F/R)тире[FRLS])]"; п."Кабели для пожарной сигнализации тип 2": "Маркировка должна быть (энг/нг) ([(A)]/[(A F/R)]) ([- FRLS],[- FRHF])". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки установлено: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться. Скобки "()" определяют последовательность чтения требуемых Заказчиком значений по требуемым параметрам, а именно задают приоритет установления значения указанных в скобках требуемых значений перед остальными знаками, чтобы участник закупки не был введен в заблуждение при использовании множественности требуемых значений (аналогично математическим правилам). Например, "Группа песка мелкий, (средний; крупный)": участник закупки определяет требуемое значение, установленное внутри скобок, а затем определяет все требуемое значение при формулировании своего предложения". В жалобе Заявителя указано, что из требований аукционной документации не представляется возможным определить максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
-п."Припои тип 1": "Содержание сурьмы допускается 0,5 %", "Содержание мышьяка должно не быть > 0,01 %", "Содержание олова не должно быть < 39 %".
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки, а также не представили сведений, подтверждающих возможность указания конкретных сведений без проведения испытаний конкретной партии товара после производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
-п."Сталь черная": "Категория 1,2 или 3", "Твердость HRB не более 70", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 16523-97. Согласно п.4.2.11 ГОСТ 16523-97 установлено "Прокат 6-й категории глубокой и нормальной вытяжки с контролем твердости. Величина твердости должна соответствовать требованиям таблицы 6 и может уточняться при необходимости изготовителем и потребителем". В жалобе Заявителя указано, что требования к "Твердость HRB" предъявляется исключительно для проката 6-ой категории, при этом Заказчику необходим прокат 1, 2 или 3 категории.
-п."Выключатель автоматический тип 4": "Сеть питания выключателя должна быть: [трехфазная, однофазная]". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлено "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться". В жалобе Заявителя указано, что Заказчик указывает на необходимость выключателей с сетью трехфазной и однофазной, при этом согласно инструкции, если в графе "Требуемое значение" значения показателя перечисляются через запятую после знака "двоеточие", то необходимо выбрать только один из перечисленных вариантов значений показателя товара, что вводит участника закупки в заблуждение.
-п."Кабели силовые тип 4" установлено требование "Число жил должно быть 4_5", что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в инструкции по заполнению первой части заявки отсутствует инструкция в части возможности указания крайних границ интервального значения, установленного в документации.
-п."Клапан дымоудаления тип 3": "Конструкция клапана должна предусматривать следующие способы открытия створок: [дистанционный (с пульта управления с помощью привода); автоматический (по сигналам пожарных извещателей с помощью привода); ручной]". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки установлено: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться". В жалобе Заявителя указано, что Заказчик указывает на необходимость наличия клапана со всеми перечисленными способами открытия створок, при этом согласно инструкции, знак препинания "точка с запятой" означает слово "или", слово "или" означает, что участнику нужно выбрать одно значение.
-п."Реле времени тип 1": "Должно быть пневматическим и предполагаться для передачи команд из одной электрической цепи в другую с предварительно установленными выдержками времени в интервале [от 0,4 до 180 с] при диапазоне напряжения питания сети не уже от 32,4 до 39,6 В и частоте тока 50 Гц", что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в инструкции по заполнению первой части заявки установлено "При указании значения показателя, сопровождающегося предлогом "от", указанное значение является минимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель не менее установленного заказчиком значения.При указании значения показателя, сопровождающегося предлогом "до", указанное значение является максимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель не более установленного значения", что может вводить участников закупки в заблуждение при формировании предложения по п."Реле времени тип 1".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2) -п."Смеси": "Проектный возраст не > 28 сут"; "Клапан тип 1": "Потребляемый ток электропривода клапана", Среднегодовое, верхнее значение относительной влажности воздуха для клапана", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку данные требования не представляется возможным представить на этапе формирования первой части заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товарам установлены на основании государственных стандартов, а также сведений от производителей товаров, что позволяет участникам закупки сформировать предложение.
-п."Задвижки": "Должны предназначаться для створок окон, дверей или (иного назначения (например для створок пожарных шкафов или мебели))", что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в инструкции по заполнению первой части заявки отсутствует трактовка слова "например".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что слово "например" не требует применения каких-либо особенных условий его прочтения и используется исключительно для его прямого назначения, то есть приведения возможного из многочисленных примеров применения задвижки.
-п."Провода тип 1": "Должен быть провод с медной ((многопроволочной из 6-7 проволок) и однопроволочной) жилой (с покрытием или без него) с поливинилхлоридной изоляцией, применяемый для электрических установок при стационарной прокладке в осветительных и силовых сетях, а также для монтажа электрооборудования, машин, механизмов и станков [на номинальное напряжение до 450 В (для сетей до 450/750 В) частотой до 400 Гц или постоянное напряжение до 1000 В]. Не должен распространять горение", что, по мнению Заявителя вводит в заблуждение участников закупки, поскольку в инструкции по заполнению заявки отсутствует информация, является ли в данном случае значение в круглых скобках (для сетей до 450/750 В) уточняющим и не подлежащим конкретизации ввиду функционального назначения такого показателя, или подлежит конкретизации с учётом правил раскрытия круглых скобок согласно инструкции. В жалобе Заявителя указано, что аналогичные требования установлены по п.Провода.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в инструкции по заполнению первой части заявки установлено "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться", что позволяет участникам закупки сформировать предложение по п."Провода тип 1". Также, представитель Заказчика пояснил, что данное описание является стандартным и установлено в соответствии с ГОСТ 6323-79 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия".
-п."Электромагнит": "Должен быть предназначен для дистанционного управления исполнительными механизмами в сети однофазного переменного тока диапазоном (напряжения 220_22 В и частоты 50 _1,5 Гц)". Согласно инструкции по заполнению певрой части заявки установлено "знак "_" обозначает знак погрешности или отклонения, то есть пределы изменения каких-либо параметров". В жалобе Заявителя указано, что из требований инструкции по заполнению первой части заявки участникам закупки не представляется возможным определить, каким именно способом участник обязан применить данный знак.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил соответствующих документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вест Тайп" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Очаково-Матвеевское" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Вест-Тайп" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-14004/77-16 от 01.12.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Заместитель Председателя Комиссии П.М. Корнюшин
Член Комиссии Р.Г. Осипов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 декабря 2016 г. N 2-57-14194/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016