Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 декабря 2016 г. N 2-57-15196/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителя НЦССХ им.А.Н.Бакулева: П.О. Кириллова,
в отсутствие представителей ИП И.О. Шадиев, уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/60073 от 15.12.2016),
рассмотрев жалобу ИП И.О. Шадиев (далее - Заявитель) на действия НЦССХ им.А.Н.Бакулева (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (Закупка N 0373100095216000222) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.12.2016 N МГ/60073 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявителя указано, что требования к товарам Технической части аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) -п."Апельсины свежие, соответствие ГОСТ Р 53596-2009": "Размер плодов по наибольшему поперечному диаметру должен быть более шестидесяти трех миллиметров; Апельсины должны быть высшего или первого сорта". Согласно ГОСТ Р 53596-2009 установлено: для высшего сорта, размер плодов по наибольшему поперечному диаметру - не менее 7,1 см; для первого сорта, размер плодов по наибольшему поперечному диаметру - 6,3-7,0 см;
-в наименовании товара установлено "Крахмал картофельный 1/200 г", при этом в требованиях к товару также указано "Масса нетто одной единицы продукции не более пятисот грамм", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку установлены противоречивые требования;
-п.Апельсины свежие (Размер плодов по наибольшему поперечному диаметру должен быть более шестидесяти трех миллиметров. Содержание токсичных элементов должно быть не более: свинец ноль целых четыре десятых миллиграмм на килограмм, мышьяк ноль целых две десятых миллиграмм на килограмм, кадмий ноль целых три сотых миллиграмм на килограмм, ртуть ноль целых две сотых миллиграмм на килограмм. Содержание пестицидов Гексахлорциклогексан (альфа, бета, гамма-изомеры) не должно превышать ноль целых пять сотых миллиграмм на килограмм, ДДт и его метаболиты не должно превышать ноль целых одну десятую миллиграмм на килограмм); п.Вафли (Содержание токсичных элементов не должно превышать: свинец ноля целых пяти десятых миллиграмм на килограмм, мышьяк ноля целых трех десятых миллиграмм на килограмм, кадмий ноля целых одной десятой миллиграмм на килограмм, ртуть ноля целых двух десятых миллиграмм на килограмм. Содержание микотоксинов должно быть: афлатоксин В1 - не более ноля целых пяти тысячных миллиграмм на килограмм, дезоксиниваленол - не более ноля целых семи десятых миллиграмм на килограмм. Содержание пестицидов не должно превышать: гексахлорциклогексан (альфа, бета, гамма изомеры) - ноля целых двух десятых миллиграмм на килограмм, ДДТ и его метаболиты ноля целых двух сотых миллиграмм на килограмм. Микробиологический показатели (не более): Дрожжи - пятидесяти КОЕ/г, Плесень - ста КОЕ/г, не допускается содержание БГКП (колиформы) в ноль целых одной десятой грамма, Патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы, не должны допускаться в двадцати пяти граммах продукта. Содержание КМАФАнМ должно быть не более 5х10(3) КОЕ/г. Вафли должны поставляться фасованными).
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки, а также не представил сведений, подтверждающих возможность указания конкретных сведений без проведения испытаний конкретной партии товара после производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано и допущено две заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
2) -в наименовании товара установлено "Мука в/с", при этом в требованиях к товару также указано "мука в зависимости от белизны или массовой доли золы, массовой доли сырой клейковины, а так же крупности помола должна быть не ниже первого сорта, к поставке может предлагаться продукция более высокой категории качества", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку установлены противоречивые требования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к муке установлены в соответствии с ГОСТ Р 52189-2003 "Мука пшеничная общие технические условия".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
-в жалобе Заявителя указано, что в п.1.10.1 раздела 1.10 "Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранного государства" аукционной документации установлены неправомерные требования, а именно: "Участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены договора в размере, указанном в Информационной карте аукциона. При этом указанные преференции предоставляются заявкам на участие в аукционе, содержащим предложения о поставке товаров российского происхождения по всему перечню, установленному в техническом задании (часть 3)".
В силу ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ст. 14 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п.21 Информационной карты аукционной документации установлены преференции в отношении цены договора в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 155 от 25 марта 2014 г., при этом требования в п.1.10.1 раздела 1.10 "Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранного государства" аукционной документации не противоречат положениям вышеуказанного приказа.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил соответствующих документов, сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части вышеуказанных доводов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП И.О. Шадиев на действия НЦССХ им.А.Н.Бакулева обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок государственному Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Е.И. Ушкова
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 декабря 2016 г. N 2-57-15196/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016