Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 декабря 2016 г. N 915-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика при проведении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ ЧОДКБ), Государственным казенным учреждением Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - Уполномоченное учреждение, ГКУ "Центр организации закупок в сфере здравоохранения") электронного аукциона на выполнение работ по установке системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре (извещение N 0869200000216001784) в присутствии:
- представителей ГКУ "Центр организации закупок в сфере здравоохранения", действующих на основании доверенностей N 3 от 06.06.2016, б/н от 23.06.2016;
- представителей ГБУЗ ЧОДКБ, действующих на основании доверенностей N 1 от 11.01.2016, N 27 от 01.12.2016, NN 30, 31 от 29.12.2016.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 23.12.2016 поступила жалоба ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика при электронного аукциона на выполнение работ по установке системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре (извещение N 0869200000216001784) (далее - Аукцион, Закупка).
Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы Уполномоченным учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 09.12.2016 в 15:45.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по установке системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре - 15 568 320,00 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0869200000216001784 от 27.12.2016.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, заказчиком в Приложении N 1 к информационной карте документации об аукционе при описании характеристик товара, используемого при выполнении работ, а именно позиция 19 Моноблок, указан товарный знак IntelR.
Представители заказчика согласились с имевшим место указанием в документации об аукционе товарного знака. По мнению представителей заказчика, уполномоченного учреждения данное обстоятельство не повлияло на осуществление закупки, не ограничило число участников электронного аукциона, поскольку было подано 18 заявок, такое описание необходимой заказчику графики моноблока представляется наиболее упрощенным, так как описать графику очень сложно, а указание товарного знака позволяет участнику быстрее сориентироваться в требуемых заказчику характеристиках.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Исходя из положений части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
1.1. Пункт 19 технического задания к локальной смете "АПС, корпус N 2" Приложения N 1 к информационной карте документации об аукционе содержит следующие характеристики моноблока: Дисплей не менее 19,5 "(не менее 49.5cm), 16:9, Full HD 1920x1080, LED-подсветка. Процессор не менее 4х ядер, не менее 2667 MHz, Level 1 Cache-224 KB, Level 2 Cache-2048 KB. Графика IntelR HD Graphics 4400. ОЗУ не менее 2 Гб не более 8 Гб DDR3 в ПЗУ не менее 500GB не более 1TB SATA HDD. Оптический привод SuperMulti DVD RW 8X, Устройство чтения карт памяти SD / SDHC / SDXC / MS / MS Pro / MMC. Динамик 2 х 2 Вт.
Вместе с тем, Intel является товарным знаком компании Intel Corporation, поэтому допущенное заказчиком указание товарного знака при описании объекта закупки является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Жалоба ООО "Стройиндустрия" обоснована.
При проведении внеплановой проверки:
1.2. В ходе изучения технического задания установлено, что при описании объекта закупки заказчиком не соблюдены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку из описания объекта закупки невозможно установить максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Техническое задание заказчика очень сложно к восприятию, не обеспечено соблюдение принципа прозрачности, что также может затруднить работу аукционной комиссии, поскольку невозможно за короткий срок проанализировать какие показатели должны быть конкретизированы участниками закупки и соответствуют ли предлагаемые характеристики требованиям документации об аукционе.
1.3. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 2.1.12 Проекта контракта установлено, подрядчик обязан обеспечить выполнение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим предусмотренные настоящим контрактом виды работ. В целях обеспечения противопожарной, экологической и прочей безопасности проводимых работ должны соблюдаться требования нормативных документов РФ в области охраны труда и техники безопасности. Выполняемые работы по своему качеству должны соответствовать ГОСТам, СНиП и иным документам, регламентирующим их качество. Подрядчик обязан соблюдать технологию выполнения монтажных работ, согласно ПУЭ, ПТЭЭП, СНиП.
Исходя из положений документации об аукционе не представляется возможным установить, каким ГОСТ, СНиП должны соответствовать выполняемые работы, являющиеся предметом контракта, технологию согласно каким ПУЭ, ПТЭЭП, СНиП обязан соблюдать подрядчик, не указаны конкретные нормативные документы, регламентирующие требования, которые предъявляются к выполняемым работам, применяемым при выполнении работ материалам, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки в нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 6 статьи 63, частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение, документацию об аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается.
Согласно пункту 2.1 Информационной карты документации об аукционе объектом закупки является выполнение работ по установке системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре. Описание объекта закупки: в соответствии с приложением N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки".
Как следует из представленных документов, на поступивший от участника закупки запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе заказчиком дан ответ, что будут внесены изменения в документацию об аукционе. Запрос касался характеристики извещателя пожарного ручного адресного - потребляемый ток, указанной первоначально как не более 0,5 мА, с учетом внесенных изменений - не более 0,6 мА.
Необходимо отметить, что извещатель пожарный ручной адресный указан в пункте 4 технического задания к локальной смете "АПС, корпус N 1", пункте 7 технического задания к локальной смете "АПС, корпус N 2", что является объектом закупки.
Таким образом, при внесении изменений в извещение, документацию об аукционе заказчиком изменен объект закупки, что является нарушением части 6 статьи 63, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Исходя из положений части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм законодательства о контрактной системе, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке, должен содержать исчерпывающую информацию об условиях исполнения контракта, не подлежащих изменению в ходе проведения аукциона.
Вместе с тем, приложением к гражданско-правовому договору являются технические задание к локальным сметам "АПС, корпус N 1 и т.д.", содержащие аналогичные описанию объекта закупки характеристики используемого при выполнении работ товара.
Однако в силу части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе показатели, указанные в заявке участника, должны находить отражение в приложении к гражданско-правовому договору при заключении контракта, а поскольку приложение N 1 к гражданско-правовому договору не предполагает указание уточненных участником характеристик (значения параметра заполнены), внесение характеристик, предложенных победителем аукциона может привести к нарушению порядка заключения контракта, предусмотренного частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, либо к заключению контракта не на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0869200000216001784 от 27.12.2016, участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1, 2, 6, 13, 14, 15, 16 отказано в допуске к участию в аукционе по причине не соответствия заявки участника требованиям документации электронного аукциона. Предложения участников содержали указание на материал каркаса: сталь 1,2 мм, порошковое покрытие эквивалентно RAL 7035., тогда как в силу пункта 9 информационной карты документации об аукционе, который содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, предложение участника электронного аукциона (сведения о предлагаемых для использования при выполнении работ материалах) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "или", а также слов "не менее" и "не более". Действия аукционной комиссии соответствуют требованиям части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем участник закупки с порядковым номером заявки 10 допущен к участию в электронном аукционе, хотя заявка также содержала указание на порошковое покрытие эквивалентно RAL 7035, что свидетельствует о нарушении аукционной комиссией части 1, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, уполномоченным учреждением, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия Заказчика обоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушения пункта 1 части 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 6 статьи 63, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1, пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 декабря 2016 г. N 915-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016