Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 декабря 2016 г. N 2432
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта, А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "А Строй" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "На выполнение работ по строительству объекта "Школа на 115 учащихся в д. Петропавловка Курагинского района" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "А Строй" на действия заказчика (далее - жалобы).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
В отсутствии возражений от сторон, рассмотрение жалобы происходило совместно в рассмотрением жалоб ООО "А Строй", ООО "Механизированная колонна N 8", ООО "Строительный комплекс", ООО "СибСтрой", ООО "ПАРУ ГРУПП".
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представители заказчика: Полосина А.О. (доверенность от 16.02.2016),
- представитель уполномоченного органа: Маслов Е.Ю. (доверенность N 15 от 14.11.2016),
Существо жалобы: установление положений документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований законодательства.
Из содержания жалобы ООО "А Строй" следует, что, по мнению подателя жалобы, документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства, а именно: требования к используемым материалам и товарам, установленные заказчиком, нарушают требования статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку установленные характеристики могут быть известны участнику закупки только при приобретении товара.
Из пояснений заказчика, уполномоченного органа следует, что заказчик, уполномоченный орган не согласны с доводами жалобы, поскольку считают, что документация о проведении электронного аукциона соответствует требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является строительство объекта "Школа на 115 учащихся в д. Петропавловка Курагинского района".
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Документация о проведении электронного аукциона содержит проект контракта.
В соответствии с пунктом 5.11 проекта контракта гарантийный срок на выполненные работы составляет 60 месяцев. Содержанием пункта 8.4 проекта контракта установлено условие к сроку страхования, в котором указывается гарантийный срок 24 месяца. Таким образом, заказчиком в указанных пунктах содержится противоречивое указание в части указания гарантийного срока.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе рассмотрения жалоб участников закупки, а также проведения внеплановой проверки действий, совершенных при проведении электронного аукциона, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании описания объекта закупки заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам названного Закона, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Положениями документации о проведении электронного аукциона установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к используемому материалу установлены в разделе документации о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки" - Технические требования к применяемым материалам по строительству объекта.
При проведении внеплановой проверки Комиссией принята во внимание следующая позиция, изложенная в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", с учетом того, что ФАС России сообщило территориальным органам ФАС России о необходимости учета позиции, изложенной в таком письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд:
"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Комиссией также установлено, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, изложенной в аукционной документации, участникам закупки в первой части заявки необходимо предоставить исключительно конкретные показатели установленных заказчиком характеристик тех или иных материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки. Участникам закупки не предоставлена возможность указать в качестве конкретной величины неизменный диапазон значений той или иной характеристики того или иного материала, соответствующий как значениям аукционной документации, так и значениям соответствующего государственного стандарта в отношении такого материала.
Проанализировав указанные положения законодательства, а также положения документации о проведении электронного аукциона, по результатам проведения проверки соблюдения требований законодательства в части установления требований к используемому товару Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии в установленных требованиях нарушений законодательства о контрактной системе, в том числе следующие:
- Позиция 4: Шайба бронзовая или латунная или из алюминиевого сплава, диаметр резьбы крепежной детали не менее 16 мм, исполнение 1, класс точности А или С, внутренний диаметр шайбы не более 26,0 мм, наружный диаметр шайбы не менее 30,0 мм, толщина шайбы не более 4,0 мм, марка сплава Л63 или Д1 или БрАМц9-2, шайба с покрытием или без покрытия, поверхности шайб должны быть без трещин, раковин, надрывов, острых кромок, заусенцев, ржавчины, теоретическая масса 1000 шт. - не менее 3,84 кг, ГОСТ 11371-78.
- Позиция 7: Мастика марки МБ-70/60 или МБ-90/75, приготовлена из битума, полученного окислением остаточных продуктов прямой перегонки нефти или компаундированием окисленных и остаточных продуктов со смешением или без смешения с трансформаторным маслом, должна быть выше первого сорта, температура размягчения по кольцу и шару - не ниже 40 °С, усадка - не более 7,0%, массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле - не более 0,20%, морозостойкость - не выше 0 °С, температура вспышки не ниже 170 °С, температура самовоспламенения не ниже 368 °С, ГОСТ 6997-77.
- Позиция 9: Шурупы с полукруглой головкой, диаметр резьбы: не менее 3,5 мм не более 4 мм, внутренний диаметр резьбы не более 2,8 мм, шаг резьбы не более 1,75 мм, диаметр головки менее 10,0 мм, высота головки менее 3 мм, глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц не более 2,5 мм, не менее 1,7 мм, материал шурупов латунь, длина шурупа: не менее 30 мм не более 40 мм, теоретическая масса 1000 шт. шурупов - не более ~3,8 кг, ГОСТ 1144-80,
- Позиция 10: Шурупы с полукруглой головкой, диаметр резьбы: не менее 5 мм не более 6 мм, внутренний диаметр резьбы не более 4,2 мм, шаг резьбы не более 2,5 мм, диаметр головки не менее 10,0 мм, высота головки не более 4,2 мм, глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц не более 3,7 мм не менее 2,6 мм, длина шурупа: не менее 40 мм не более 45 мм, теоретическая масса 1000 шт. стальных шурупов: не более ~9,20 не менее ~5,67 кг, ГОСТ 1144-80.
Проанализировав указанные требования к запрашиваемому материалу на соответствие требованиям законодательства, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии нарушения положений статьи 33 Закона о контрактной системе по следующим причинам:
- по позиции 4: Показатель "теоретическая масса 1000 шт." в соответствии с указанным ГОСТ не может иметь значение в конкретной величине, поскольку теоретическая масса 1000 штук само по себе имеет предположительное значение. Кроме того, указанные показатель не влияет на результат исполнения работы. Аналогичное нарушение допущено при установлении по позициям 9, 10 требования к указанию теоретической массы. При этом заказчиком в документации о проведении электронного аукциона не установлено каким образом участники закупки должны предоставлять сведения об указанном значении, поскольку требование заказчика установлено как требование к примерному значению (сопровождается ~). При этом инструкция по заполнению заявок содержит следующее правило: "Значения технических параметров, указанных в описании объекта закупки требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "от", "до", "или", "либо", указаны в диапазоне и т.д. За исключением: Если значение параметра сопровождается формулировкой "значение параметра не требует конкретизации". Формулировка "значение параметра не требует конкретизации" позволяет участнику закупки указать как конкретное значение параметра, так и указать не конкретное значение, при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в описании объекта закупки минимальных значений и не должны быть больше указанных в описании объекта закупки максимальных значений".
При этом документация о проведении электронного аукциона не содержит отметки о том, что значение по указанному параметру могут быть указаны конкретно/неконкретно (не содержит указание "значение параметра не требует конкретизации");
- По позиции 7: указанные марки, требуемые заказчиком, не относятся с запрашиваемому материалу - мастике. Следовательно, участники закупки не имеют возможности предоставить в составе заявки сведения о товаре по рассматриваемой позиции, соответствующую требованиям документации о проведении электронного аукциона.
При наличии вышеуказанных обстоятельств Комиссия Красноярского УФАС России признает установление положений документации о проведении электронного аукциона в части установления требований к используемым материалам неправомерными, поскольку такие положения противоречат правилам установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом были нарушены положения статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУПП" необоснованной.
2. Признать жалобы ООО "А Строй", ООО "Строительный комплекс", ООО "Сибстрой", ООО "Механизированная колонна N 8" частично обоснованными.
3. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона. С этой целью аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.С. Зырянова
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 декабря 2016 г. N 2432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2017