Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 декабря 2016 г. N 2-57-15258/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии- главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей ФГБУ "27 ЦНИИ" Минобороны России: А.В. Битюцкого, Э.Б. Штецу, Д.Н. Райкова,
в отсутствие представителей ООО "ДМ Групп Консалтинг", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/60515 от 16.12.2016),
рассмотрев жалобу ООО "ДМ Групп Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "27 ЦНИИ" Минобороны России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по санитарному содержанию внутренней и прилегающей территории ФГБУ ЦНИИ Минобороны России (г.Москва) по адресам 1-й Хорошевский пр д.5 и ул Рубцовско-Дворцовая д.6 (Закупка N 0373100079816000073) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 16.12.2016 N МГ/60515 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявителя указано, что требования к товарам Технической части аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-п.Туалетная бумага двухслойная или трехслойная тип 1 (Гигиенические показатели: Интенсивность постороннего запаха, не менее балл: 1; Количество мигрирующих вредных веществ в модельные среды: Этилацетат не менее: 0,100 мг/л, Формальдегид не менее: 0,100 мг/л, Ацетальдегид не менее: 0,200 мг/л, Ацетон не менее: 0,100 мг/л, спирты: метиловый не менее: 0,100 мг/л, бутиловый не менее: 0,200 мг/л, толуол не менее: 0,200 мг/л, бензол не менее: 0,005 мг/л, свинец не менее: 0,010 мг/л, цинк не менее: 1,000 мг/л, мышьяк не менее: 0,020 мг/л, хром (Сг3) не менее: 0 мг/л, хром (Сг6) не менее: 0,01 мг/л; Индекс токсичности водной вытяжки, %: От 30 до 150);
-п.Универсальное средство для ежедневного ухода за всеми моющимися поверхностями (Упаковка пластиковая бутылка с мерным колпачком, фасовка не менее чем по 750 мл.);
-п.Средство для полировки поверхности (Упаковка должна быть не менее 600 граммов.);
-п.Туалетная бумага одна или двухслойная тип 2 (Упаковка должна быть с полной защитой торцов в бумагу, полимерную пленку или другой упаковочный материал, обеспечивающий защиту продукции. На упаковке должно быть указано: наименование изделия, товарный знак (при наличии), страна-изготовитель, наименование предприятия-изготовителя, техническое исполнение изделия, номинальные размеры, количество изделий в упаковке, год изготовления, обозначение стандарта);
-п.Пакеты для мусора на не менее 120 литров (Плотность полиэтилена, г/см3 должна быть 0,9205_0,0015. Прочность на разрыв: не менее 100 кгс/см2. Массовая доля экстрагируемых веществ, %, не более 0,8. По степени воздействия на организм вредных веществ содержащихся в продукции должен быть присвоен класс свыше 3, предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе при использовании продукции, мг/ м свыше 1,1. Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) до 4. Зона хронического действия до 3. Марка полиэтилена из которого изготавливаются мешки должна быть 10204-003 или 18204-200 или 15303-003 или 277-95 или 20308-005 или 271-83);
-п.Пакеты для мусора на не менее 50 литров (Плотность полиэтилена, г/см3 должна быть 0,9205_0,0015. Прочность на разрыв: не менее 100 кгс/см2. Массовая доля экстрагируемых веществ, %, не более 0,8. - выставлены требования к компоненту, а не к материалу);
-п.Туалетная бумага двухслойная или трехслойная тип 1: "Не допускаются механические повреждения и полосы; (на выбор) складки, дырчатость, пятна размером более 7 мм в наибольшем измерении; (на выбор) посторонние включения (песок, минеральные включения, кора)". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки установлено: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". В жалобе Заявителя указано, что требования к товару установлены таким образом, что противоречат государственному стандарту на данный товар. В жалобе Заявителя указано, что аналогичные требования установлены по пп.17, 18, 25, 30, 31, 42, 53, 54, 55, 62 Технической части аукционной документации.
-в жалобе Заявителя указано, что в графе "наименование товара" установлены требования к товарам, которые могут ограничить количество участников закупки при формировании заявки на участие в аукционе, а именно: "Туалетная бумага двухслойная или трехслойная тип 1", "Полотенца двухслойные или трехслойные", "Туалетная бумага одна или двухслойная тип 2", "Пакеты для мусора на не менее 120 литров";
-п.Пакеты для мусора на не менее 120 литров (Пакеты должны быть изготовлены из ПНД (полиэтилен низкого давления) или ПВД (полиэтилен высокого давления) из первичного/вторичного сырья. Высшего/первого/второго сорта. Толщина пленки не менее 60 мкм. Плотность полиэтилена, г/см3 должна быть 0,9205_0,0015. Прочность на разрыв: не менее 100 кгс/см2. Размер 70_5 х 100_10 см. Вес пакета от 25 г до 146 г. Объем не менее 120 литров. Массовая доля экстрагируемых веществ, %, не более 0,8. Упаковка в пласты по 50/100 мешков. По степени воздействия на организм вредных веществ содержащихся в продукции должен быть присвоен класс свыше 3, предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе при использовании продукции, мг/ м свыше 1,1. Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) до 4. Зона хронического действия до 3. По показателям качества изделия должны соответствовать требованиям: стойкость к горячей воде - изделие должно сохранять внешний вид и окраску, не деформироваться и не растрескиваться при температуре семьдесят плюс минус пять градусов С; миграция красителя (стойкость красителя к протиранию) - не допускается; химическая стойкость - изделие должно быть стойким к растворам кислот и действию мыльных щелочных растворов; прочность сварного шва при разрыве, % от нормы прочности пленки, из которой изготовлено изделие, не менее пятидесяти; сварной шов для изделий из пленки должен быть равномерным по всему контуру, без пробоин. Ширину шва и расстояние от края среза до шва указывают в нормативной или технической документации, или чертеже на конкретное изделие или группу изделий. При отсутствии указаний ширина шва нe должнa быть более пяти мм, расстояние от края среза до шва должнo быть не более десяти мм. Марка полиэтилена из которого изготавливаются мешки должна быть 10204-003 или 18204-200 или 15303-003 или 277-95 или 20308-005 или 271-83);
-п.Пакеты для мусора на не менее 50 литров (Пакеты должны быть изготовлены из ПНД (полиэтилен низкого давления) или ПВД (полиэтилен высокого давления) из первичного/вторичного сырья. Высшего/первого/второго сорта. Толщина пленки не менее 40 мкм. Плотность полиэтилена, г/см3 должна быть 0,9205_0,0015. Прочность на разрыв: не менее 100 кгс/см2. Размер 55_5 х 75_10 см. Объем не менее 50 литров. Массовая доля экстрагируемых веществ, %, не более 0,8. Упаковка в пласты по 25/50 мешков. Вес упаковки не более 800 г. По показателям качества изделия должны соответствовать требованиям: стойкость к горячей воде - изделие должно сохранять внешний вид и окраску, не деформироваться и не растрескиваться при температуре семьдесят плюс минус пять градусов С; миграция красителя (стойкость красителя к протиранию) - не допускается; химическая стойкость - изделие должно быть стойким к растворам кислот и действию мыльных щелочных растворов; прочность сварного шва при разрыве, % от нормы прочности пленки, из которой изготовлено изделие, не менее 55; сварной шов для изделий из пленки должен быть равномерным по всему контуру, без пробоин. Ширину шва и расстояние от края среза до шва указывают в нормативной или технической документации, или чертеже на конкретное изделие или группу изделий. При отсутствии указаний ширина шва нe должна быть более 5 мм, расстояние от края среза до шва должнo быть не более десяти мм).
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки, а также не представили сведений, подтверждающих возможность указания конкретных сведений без проведения испытаний конкретной партии товара после производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано четыре заявки, при этом оспариваемые Заявителем положения аукционной документации не явились основанием признания заявок участников закупки не соответствующими Закону о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДМ Групп Консалтинг" на действия ФГБУ "27 ЦНИИ" Минобороны России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок государственному Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Е.И. Ушкова
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 декабря 2016 г. N 2-57-15258/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2017